ТИТУЛ СХЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦИТАТА ГОСТЕВАЯ
---
                     

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ТЕРРОРИЗМ»

Калашников Ю.В. Донецк 2004 г.          

 

  Введение.

Происхождение термина «терроризм».

Формулирование понятия «терроризм».

Заключение.

Список использованной литературы.

   

Введение 

Успешное развитие и процветание Украины, как молодого государства, зависит от многих условий, важнейшим из которых является общественная безопасность, в свою очередь определяющиеся уровнем верховенства права и правопорядком. Рост преступной деятельности, появление новых её видов, особенно, таких как терроризм, таит в себе серьёзную угрозу процессам политической, экономической стабильности и укреплению демократии. «Страх, сеемый террористами в обществе, чувство беспомощности перед лицом вездесущей и безымянной угрозы, потеря веры в способность государственных структур защитить своих граждан – вот лишь наиболее очевидные последствия недостаточно эффективного противодействия терроризму»[1].

На необходимости такого противодействия обращалось особое внимание в Комплексной программе профилактики преступности на 2001-2005 годы, утверждённый Указом Президента Украины от 25 декабря 2000 года № 1376/2000[2]. С целью защиты личности, общества и государства от терроризма, выявления и устранения причин и условий его возникновения, эффективного регулирования антитеррористической деятельности был принят Закон Украины «О борьбе с терроризмом» от 23 марта 2003 года №638-IV[3].

 Наряду с этим существует потребность в научных разработках, направленных на исследование и совершенствование конкретных мероприятий противодействия терроризму, в первую очередь, уголовно-правовых. В указанном контексте, вопрос дефиниции терроризма является не столько академическим сколько практическим в связи с необходимостью подбора надлежащих средств в разрешении возникающих конфликтов, соответственно, их оценки и квалификации. К тому же, правильное понимание сущности и признаков терроризма, согласованных с общепризнанными в мировом сообществе, могло бы способствовать координации действий на глобальном уровне.

Изучению проблем борьбы с терроризмом и преступлениями террористической направленности посвящены работы ряда исследователей, таких как: В.Ф. Антипенко, В.О. Глушко, В.П. Емельянов, М.П. Киреев, В.С. Комисаров, В.В. Крутов, В.А. Липкан, В.В. Мальцев, Г.М. Миньковский, С.М. Мохончук, Г.В. Овчинникова, В.Е. Петрищев, В.П. Ревин, Н.В. Семыкин, В.В. Устинов, О.Ф. Шишов и др.

Исследование феномена терроризма, в плоскости анализа и выработки понятии этого термина, с применением философской методологии христианского теизма способствует решению не только проблемы преступности в сфере терроризма, но и является одним из шагов на пути к выработке идеологической концепции процесса как правотворчества, так и государственного строительства.

Происхождение термина «терроризм»

Для понимания и более глубокого осмысления термина терроризм, используем особый логический приём, так называемой, генетической дефиниции[4] заключающейся в раскрытии способа образования, происхождения и истории его употребления.

«Терроризм. Система террора. 1. Политика устрашения, подобная той, которую проводила правящая партия во Франции в ходе Великой французской революции с 1789 по 1794 год; любая система террора. 2. обыч. Политика, призванная устрашить тех, против которого она направлена; применение методов устрашения; факт запугивания или пребывание в состоянии запугиваемого». Вышеуказанное определение Оксфордского толкового словаря включает в себя и пример конкретных событий, в течении которых использовались такого рода методы устрашения. Описать феномен терроризма легче, чем дать ему дефиницию, поэтому мы и начинаем с истории возникновения и развития террора.

Слово терроризм получило широкое распространение в годы и, в большей степени, сразу после Великой французской революции. В 1793 – 1794 годах режим террора являлся системой управления в появившейся республике. Это был один из примеров реализации прекраснейшего идеала или, вероятнее, утопии в первоначальном стремлении связанной с идеями добродетели и демократии. Робеспьер, Марат и их соратники были движимы самыми благими намерениями, но закончившимися террором, впоследствии обернувшимся против их самих. Их постигла та же участь, что и 40 тысяч посланных ими на гильотину.

Следует отметить ряд особенностей терроризма Великой французской революции:

·      он был инструментом управления новой революционной власти;

·      был систематичным, обдуманным, упорядоченным;

·      его целью и оправданием служило создание «нового и лучшего обществ[5].

Таким образом, в наступившей эпохе просвещения, после освобождения от «духовной тирании» церкви, в обществе происходило обретение «свободы» политической. Чтобы понять, было всё это ошибкой или признаком прогрессивного развития общества, необходимо заглянуть глубже в прошлое, в самое начало истории.

Как повествует Библейский текст, после создания первого человека, мужчины и женщины, Бог вручает им власть над всем творением. Содержание владычества, данного Адаму, Бог открывает в повелении возделывать и хранить Едемский сад[6]. Возделывать или культивировать обозначает приводить в порядок, гармонию, соответствие сад (природу) и взаимоотношения между людьми в состояние мира, обозначаемого Библейским ветхозаветным словом «шалом». Исходной точкой такого труда является созидание мира с Богом и как результат этого – умиротворение своей души, затем и жизни, сначала собственной, а потом и в обществе.

В Едемском саду, впервые появляется у человека чувство страха, после того как он выходит из повиновения Богу. Здесь, так же, можем видеть и первое насилие – «херувима и пламенный меч обращающийся» на краю Едема, чтобы закрыть обратный путь изгнанному из присутствия Бога человеку. Затем насилие появляется и в действиях человека, когда Каин по своей прихоти убивает брата Авеля. Так возникают насилие и страх, основные признаки террора, являющиеся следствием преступления человека перед Богом и соответствующих санкций со стороны Верховного Законодателя, Судьи и Исполнителя в одном лице. 

В настоящее время существуют две распространённые теории, пытающиеся  объяснить происхождение терроризма с позиции философии секулярного гуманизма. Биологическая теория связывает это явление с насилием присутствующим в сущности человека, социальная – с процессами, происходящими в обществе. Эти теории вполне обоснованны, но с позиции теизма являются не первопричиной, а следствием грехопадения человека и соответствующих отрицательных изменений всего сотворённого Богом совершенства, как сущности человека, так и взаимоотношений в обществе.

… Чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо…[7]

Это Библейское разъяснение воли Божьей для государства Израиля и всего человечества относительно основ поведения в жизни, которые могут принести счастье только с момента обращения под власть Творца, а затем сопровождать во всей жизни и перейти в вечность. Из текста видим, что предложенный путь ко благу состоит из пяти этапов[8]:

·      иметь благоговейный, то есть соединённый с уважением и любовью, страх по отношению к Богу;

·      как результат этого, поступать в жизни по правилам, данным Господом;

·      любить Создателя, а значить стараться понять, а потом и делать то, что доставит Ему удовольствие;

·      служить Богу, от души, а не по принуждению;

·      соблюдать, это не просто исполнять закон, а стоять на страже его исполнения в обществе.           

Используемое здесь слово «требует» имеет оттенок просьбы, а не жесткого приказа, неуместного в близком общении между теми, кто любит и уважает друг друга. Господь мягко предлагает построить взаимоотношения в семье, церкви, обществе, в том числе, и в государстве, так чтобы был соблюдён основной принцип Закона, данного через Моисея – не возжелай того, что принадлежит другому, Богу, человеку или обществу. К сожалению не все  горят желанием обрести благо, идя ступенями, предложенными Богом, тем самым отвергают Его как Господа и Отца Небесного. Тогда к людям, решившим жить по своему разумению, звучит однозначное предупреждение о санкциях за нарушение закона, учреждённого Творцом всего, что затем должно существовать по Его правилам.

Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят[9].

Из последних двух отрывков текста Священного Писания видим, что в руках Божьих насилие и страх, как основные признаки террора, являются частью стимулов, ведущих падшего однажды человека к цели, которая называется благом.

Рассмотрим этимологию (происхождение) слова терроризм. Латинское слово «terra» обозначает землю, а также её глубины, преисподнюю. То же самое обозначает ветхозаветное слово «адама» и созвучное ему греческое «ад» <86>, а также греческое «тартар» <5020> (в скобках указан номер слова в словаре Стронга[10]).

Например, в Библейском тексте 2Петра 2:4: «Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского <5020> мрака, предал блюсти на суд для наказания…»; в Евангелии  Луки16:23: «…И в аде<86>, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его…». По Библейскому учению, а также по ряду преданий, преисподня, подземное царство или царство смерти и умерших является местом наказания, куда Судия Неподкупный помещает грешников для вечных, нескончаемых мук. Это всегда ассоциируется со страданиями и, соответственно, страхом перед их наступлением. Таким образом, можем сделать вывод, что этимология слова терроризм фиксирует два момента: насилие и страх, как метод и цель, составляющие сущность данного явления.

Исследуя Священное Писание, находим ряд инструментов, которыми Господь принуждает к исполнению Его повелений. В духовном мире – Он Сам и другие духовные сущности, в физическом мире –  через природу и человеческое общество. В обществе – через отдельных людей, различные формальные и не формальные организации и общественные институты (семью, церковь, государство). Имея такой «арсенал» средств, Вседержитель не ограничен в проведении Его воли в жизнь, вопрос лишь в том, знают и готовы ли выполнить её те, на кого возложена ответственность за это.

Хранить «сад», культивируемый Богом и обществом, - повеление, которое относится, прежде всего, лично к каждому человеку. Поэтому возникает вопрос, так ли уж невинны жертвы несправедливости, с молчаливого согласия, а то и одобрения которых совершается зло, провоцирующее агрессию, к тому же, иногда возводимое в ранг закона. Без сомнения, есть доля истины в утверждении Б. Дженкинсом, что терроризм «это война без нейтральных сторон и с очень малым кругом гражданских невиновных наблюдателей либо вообще без них»[11]. Проблема заключается в осознании возлагаемой при этом ответственности, объёме прав и обязанностей, а также в соответствии замыслу Творца моральных и правовых норм, регулирующих общественные отношения. Основополагающим вопросом всех времён является различное понимание сущности Бога и, вообще, реальности Его существования. Отсюда вытекает различие критериев, определяющих ценности в обществе, соответствующие им общественные отношения, нормативно-правовые акты и моральные принципы, регулирующие эти отношения. В свою очередь, принуждение и террор используется в достижении различных, доходящих до противоположности, целей в защите ценностей исповедуемых различными субъектами возникающих конфликтов. Не обращая внимания на глубинную мотивацию такого рода столкновений, стороны могут обвинять друг друга в двойных стандартах, когда в то время причина таких заключений находится в поверхностности анализа ситуации или желании скрыть истинные причины её возникновения. Суть проблемы не в двойных, а в разных стандартах. С Библейской позиции можно утверждать, что если ценности, которые защищаются путём принуждения, и формы этой защиты, соответствуют эталону, данному Богом в Священном Писании, то террор (насилие, рождающее страх) является правовым, если нет – то преступным. Примером правового насилия могут быть санкции за нарушение государственного закона, без которых закон, да и само государство, в их полном смысле, существовать не могут.

Когда мы пытаемся осмыслить процессы происходящие в обществе не ограничиваясь физическим миром, то должны понимать Бога в полном значении Его атрибутов: безграничности Его благости, ведения, силы, пребывания во времени и пространстве… Обладая этими качествами и являясь суверенным Владыкой вселенной, Бог может обращать зло в добро[12], а значит использовать преступления и преступников во благо их жертвам, в первую очередь, как орудие дисциплинирования, как часть наставления в истине. Важно также при этом знать и о неотвратимости наказания, Божьей кары, для злодея, совершившего преступление, независимо от того, обратил Бог это зло в добро или нет.

 …Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки[13], - ответ Иисуса Христа учителю закона цитатою из Второзакония Моисея. Актуальность этих слов непреходяща во все времена по причине частого злоупотребления отдельными правовыми нормами, в использовании их не по социальному назначению, а в частных или корпоративных целях с нанесением вреда общественным или личным интересам. В настоящее время, нет единого мнения по вопросу злоупотребления правом – является оно феноменом правового или противоправного поведения, по причине различных критериев – буквы или духа закона[14].   Христос же призывает каждого человека построить свою жизнь по духу, воссоединённому с Духом Божьим, оживотворяющим не только человека, но и букву закона.

Из вышесказанного вытекает, что страх и насилие сами по себе не хороши и не плохи, это только инструмент. Их положительная оценка и, соответственно, решение вопроса криминализации определённых деяний, зависит от их отношения к истине и благу, которое она несёт с собою. Страх хорош тогда, когда является мотивом поступков, правильных перед Богом, и плох, когда преступники используют его для манипуляции своей жертвой (от отдельного человека до мирового сообщества).

Решение проблемы видится в комплексном подходе, когда церковь проповедует Евангелие Царства (Его порядок) и жизнь вечную, а государство охраняет общественный порядок и человека от преступных посягательств. Улыбка героя отдающего свою жизнь за друзей, своих близких, своё Отечество, правопорядок, веру Божью – это признак Человека, владеющего самым ценным из всего мыслимого богатства – знанием любви Божьей и Его истины. Истина является критерием, который необходимо использовать, чтобы отличить глубокую веру от фанатизма.  Вера Божья, по определению, заключается в знании Бога, Его любви и Слова, в реальном видении окружающего мира, событий, происходящих в нём, и адекватного, на этой основе, поведения. Фанатизм – приверженность какой либо идее[15], «зашоренность» разума (узость видения) сродни букве закона, оторванной от его духа, несущей не жизнь, а смерть, превращающей любовь и заботу к ближнему в кровожадную ненависть. От глубины же познания Божьей любви и истины зависит – будет «улыбка шахида», идущего на смерть, признаком заблуждения обманутого человека, манипулируя которым кто-то пытается достичь своих целей, весьма далёких от правды и истины или она станет символом достоинства человека высокого духа, ценящего истину, справедливость, чужую жизнь и счастье выше своих собственных.

Оглядываясь в историю, от сотворения и до наших дней, невооруженным глазом можем видеть злоупотребления полученными от Бога правом и властью, независимо от должности, звания, служения, национальности…, как со стороны частных лиц, так и со стороны руководителей общественных организаций и институтов: государств, церквей, семей и т.д. «…Нет праведного ни одного; нет разумеющего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного»[16], - констатирует апостол Павел в «Послании Римлянам». Учитывая несовершенство человека и его поступков, вернёмся к историческому анализу террора, теперь уже как феномена противозаконного злоупотребления правом и властью использовать насилие и сопровождающий его страх предназначенные для поддержания порядка в общественных отношениях.

В одном из первых русских политико-правовых трактатов «Слово о Законе и Благодати» киевского митрополита Иллариона в средине XI столетия вводится понятие «царской грозы», как одного из аспектов деятельности государственной власти, способной «отгрозить», то есть навести страх на врагов отечества в целях сохранения мира[17].  В этом произведении Илларион затрагивает ключевые вопросы спасения человека от заблуждений и неправильных поступков (греха), и от соответствующего разрушения жизни в её различных сферах (проклятия). Первоочередная роль отводится закону, который ведет человека к спасению, посредством осознания неизбежного возмездия за преступление против воли Бога, последующего покаяния  преступника и обретения им Христовой благодати избавления от гнева Божьего. Это момент, когда мотивом праведной жизни уже является не страх перед наказанием за нарушение закона, а радость и сила праведности, которая сама по себе становится благом пребывания в любви Вседержителя, являющегося источником всех остальных благ.

Даниил Заточник подчёркивает, что «царская гроза» должна быть не признаком самовластья, направленного против подданных, а защитой им от беззакония. В отличие от Иллариона, который отмечает важность дела спасения и соответствия государственного закона и дела князя авторитету Священного Писания и Закону, данному Богом через Моисея, Даниил прибегает еще и к аргументу о большой ценности для князя «мужей добрых», которые могут добыть злато, а не злата за которое не купить таких «воев». Более последовательно, мысль об ограничении верховной власти не только советом, но законом, развивает Максим Грек[18]. Царя, не соответствующего высоким моральным стандартам, присущим «царёву имени», он называет «мучителем» (вероятно, соответствует –  террористом), приносящем позор государству и влекущем за собой возмездие правителю и тем, кто его поддерживает.

Существовал целый спектр мнений по части возмездия царю «мучителю», или тирану (этот термин в русскую политическую литературу ввёл в XVI веке Зиновий Отенский по примеру западноевропейских мыслителей, для обозначения самовольного и незаконного использования власти в интересах правителя и во вред подданным). Монах Филофей, автор теории «Москва – Третий Рим», считал, что не только действия против верховной власти не допустимы, но даже «хулен помысел». С ним полностью соглашался Иван Грозный (1530-1584), но в отличие от Филофея, не считал нужным ограничивать царскую власть и действия заповедями Господними, даже кичился своей скверной, считая, что высший суд в государстве принадлежит только ему, как наместнику Бога.

Игумен Иосиф Волоцкий (1439-1515), в период шаткой позиции церкви в государстве, утверждает не только о возможности критиковать и не подчиняться, но и оказывать сопротивление нечестивому и злому властителю. Публицист и дипломат Федор Карпов (XVI век) в послании митрополиту Даниилу обосновывает недопустимость любых противозаконных действий, в том числе, и обусловленными такими духовно-этическими качествами подданных, как терпение и прощение. Эта мысль созвучна обвинениям, выдвигаемым Макиавелли в сторону христианства, которое, по его словам, своим учением о терпении обессилило мир и «передало его в жертву мерзавцам. Когда люди ради рая предпочитают переносить всякие обиды, чем мстить, тогда мерзавцам открывается обширное и безопасное поприще»[19]. Следует, к слову, отметить, что месть и наведение порядка, разные вещи.

Диакон Иван Тимофеев (1555-1633) разоблачает тираническое правление Ивана Грозного, положившего начало самовластия, обернувшегося пагубой для страны, но и обвиняет также народ в «бессловесном молчании», вместо протеста, через который они должны реализовать свой гражданский долг. «За какие грехи, - спрашивает он, - не бессловесного ли ради молчания наказана земля наша, славе которой многие славные завидовали?.. Бог карает людей, когда народ не находит мужества прекратить злодейства»[20].  А. Курбский (1528-1583) и в дальнейшем  Ю. Крижанич (1618-1683) отмечали, что от «совершенного самовластия» тиранию отличает беззаконие, которое заключается как в неисполнении законов, так и в создании жестоких и невыполнимых законов. Впоследствии Руссо (1712-1778) развивавший идеи правового государства отмечал, что в случае угрозы существованию державы «можно приостанавливать священную силу законов» в пользу диктатуры, имеющей краткосрочный характер. Таким образом замыкается порочный маргинальный круг террора – сущего, крайне неправового использования власти, как со стороны руководителей, так и со стороны народа, в центре которого находится должное истины и верховенства права, покоящегося на Библейских Заповедях любви к Богу и людям.

Выше мы уже рассматривали, как Робеспьером и Маратом были развиты и воплощены идеи временной диктатуры и террора во время французской революции, послужившие в некотором роде примером для деятельности российской организации «Народная воля», основанной в 1857 году конституционными демократами (кадетами). Объектами их террористических акций были отдельные лица – царь, государственные чиновники, воплощавшие в себе тиранический режим, коррумпированную и деспотическую власть. Отличительной чертой  идеологии народовольцев, была осторожность в проведении актов насилия, с тем, чтобы не пролилось ни одной лишней капли крови, ради идеи, какой бы она благородной не казалась. Похожей по методам была и «Млада Босна», представитель которой убил австрийского престолонаследника, эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево в1914 году, что стало поводом Первой мировой войны. Но таким «человеколюбивым» было только начало.

После 1918 года в Европе терроризм базировался  в основном на право-радикальной идеологии и направлен был не против государства или отельных чиновников, а в виде репрессий против народа. Для достижения политических целей фашистов и нацистов были задействованы уличные банды. Муссолини утверждал, что это не террор, а социальная гигиена по удалению вредоносных бацилл из организма. «…Я не буду заботиться о соблюдении законности… Моя миссия – это уничтожение, искоренение, и ничего более… друзья коммунисты, так что не делайте поспешных выводов… Мой кулак сожмёт ваши шеи, а помогать мне будут чернорубашечники»[21], - отрывки из речи Германа Геринга после назначения его на пост министра внутренних дел Пруссии в 1933году, свидетельствующие о тоталитарном характере управления и полном искажении понимания государственной власти. За рамками внимания остаются аналогичные по содержанию (сравним, к примеру, нацистские лагеря и ГУЛАГ), но уже крайне левые по идеологической окраске тоталитарные режимы, также использовавшие террор против собственных граждан.

После Второй мировой войны произошло увеличение количества выступлений против европейских колонизаторов в Азии, Африке, на Ближнем Востоке. При этом националистические движения активно применяли методы терроризма в освободительной борьбе. В это время мировое сообщество придало политическую законность борьбе за национальную независимость. «Разница между революционером и террористом, - заявлял Ясир Арафат в обращении к Генеральной Ассамблее ООН в ноябре 1974 года, - заключается в причине борьбы. Ибо тот, кто делает благородное дело и борется за свободу и освобождение своей страны от захватчиков, переселенцев  колонистов, не может называться террористом»[22]. Не затрагивая конкретную проблему израильско-арабских отношений, мы в большинстве можем согласиться, что терроризм является уничижительным термином, имеющим негативный оттенок, который мы можем приписывать только тем, с кем мы не согласны в идеях, целях или методах их достижения.

С начала 1970-х на мировую арену выступили националистические и этнические сепаратистские группы, настроенные радикально и с идеологической мотивацией. Национальные меньшинства, лишенные гражданских прав или высланные из страны, объединялись в организации и путём терроризма пытались привлечь к себе внимание мировой общественности с целью получения поддержки и моральной и материальной. Например: ООП, баскская ЭТА.

Особенностью терроризма 1990-х годов является слияние в форме стратегических союзов политических организаций с криминальными (применяющими насилие и экономически мотивированными). Примером могут служить неоднократные попытки совместных действий колумбийских наркокартелей и левых террористических групп, пытающихся влиять на политические процессы в Колумбии. Финансирование преступной деятельностью, в том числе, наркобизнесом, торговлей оружия, заимствование криминального опыта – то, что роднит терроризм с уголовной средой. В 1991 году французский криминолог Ксавье Руфо ввёл термин «переходной зоны»[23], обозначавший проблемы относящиеся к феномену «угрозы стабильности национальных государств, исходящих от негосударственных исполнителей и не подконтрольных государству движений и организаций», другими словами переход власти от законного правительства к радикально-криминальным структурам. Диалектика взаимосвязи терроризма и организованной преступности рассматривается в одной из работ Л.В. Багрий-Шахматова, где указывается, что терроризм обеспечивает расширение возможностей организованной преступности, которая используется для ослабления социальной активности населения, противодействия силовым структурам, в свою очередь, получая идеологическое прикрытие своей деятельности[24].

Формулирование понятия «терроризм»

В этом разделе дефиницию термина терроризм сформулируем наиболее распространенным логическим способом, через род и видовое отличие[25].

«Террор – политика устрашения, подавления политических противников насильственными мерами», - это определение военного энциклопедического словаря[26]. Также просто и конкретно даётся определение термину «террор» в словаре Ожегова: «физическое насилие, вплоть до физического уничтожения по отношению к политическим противникам». Но говорить о только физическом насилии не приходится хотя бы потому, что следующее, производное от первого, слово «терроризировать» определяется как – «устрашать террором, насилием, запугать чем-нибудь, держа в состоянии постоянного страха». В толковании производного слова  «террорист – участник или сторонник актов индивидуального террора» [27] явно сужен объём, так как террор может быть направлен и против различного рода групп людей. Определение в словаре Даля, отмечает также и  его латинское происхождение. Терроризм (лат) –  устращивание, устрашение смертными казнями, убийствами и всеми ужасами неистовства. Здесь можно отметить потерю части содержания в методах проведения террористических акций.

Сначала возьмем широкое по объёму родовое понятие (терроризм – способ насильственного разрешения конфликта) и укажем видовое отличие, признаки отделяющие терроризм от других видов насильственного разрешения конфликтов, таких как: война, революция, агрессия, экстремизм, а также уголовных преступлений.

Война – акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить нашу волю[28]. Ориентируясь на такое определение можно сказать, что терроризм является разновидностью войны. Однако с начала XVII века действуют правила ведения военных действий, предложенные голландским юристом Гуго Гроцием. Женевскими и Гаагскими Конвенциями 1860, 1899, 1907 и 1949 годов они были узаконены и вошли в международное законодательство. В соответствии с положениями этих Конвенций:

·      запрещен захват мирных граждан в качестве заложников;

·      обязательным является выполнение правил обращения с военнопленными;

·      запрещены репрессии, как против гражданских лиц, так и против военнопленных;

·      обеспечивается неприкосновенность дипломатических лиц.

Для большинства современных террористических организаций таких правил не существует. Поэтому деятельность, которой они занимаются можно назвать военными действиями без соблюдения международных правил ведения войны, что квалифицируется, как военные преступления. Исходя из этой позиции, А. Шмид в 1992 году в докладе на подкомитете ООН предложил определять акты терроризма как «эквивалент военных преступлений в мирное время»[29].

 «Война - в международном праве, боевые действия между государствами, а также между государствами и национально-освободительными движениями, сопровождающиеся полным разрывом мирных отношений. Различают В. справедливые, правомерные (индивидуальная или коллективная самооборона против агрессии, принудительные вооруженные санкции по решению Совета Безопасности ООН, национально-освободительные войны) и войны несправедливые, неправомерные (агрессия, колониальные войны). Последние являются международным преступлением», - такое определение даётся в Большом юридическом словаре[30]. Здесь отмечается разделение войн на справедливые и не справедливые, а значит можно говорить и справедливых мотивах насилия, попадающего под определение терроризма. 

Из вышесказанного вытекает, что терроризм может быть разновидностью войны (в том числе и партизанской), без соблюдения международных правил её ведения, и соответственно может квалифицироваться как военное преступление.

Агрессия (от лат. aggressio - нападение) - в международном праве любое противоправное с точки зрения Устава ООН применение вооруженной силы. Общую формулировку понятия А. дает принятое 14 декабря 1974 г. Генеральной Ассамблеей ООН "Определение агрессии", согласно ст. 1 которого "агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций"[31].

Международное право разделяет прямую и косвенную агрессию, то есть совершаемую регулярными вооруженными силами государства или вооруженными образованиями формально не входящими в состав регулярных вооруженных сил какого-либо государства или скрывающими свою принадлежность к ним. Они могут организовываться определенным государством либо действовать от его имени или по его поручению. Если агрессия является разновидностью войны, а война с нарушением правил может носить террористический характер, то и агрессия в некоторых случаях может включать в себя террористические акты, как составной компонент вооруженного насилия.

Отличительная особенность агрессии состоит в том, что её субъектом может быть только государство, и как субъект преступления рассматривается международным правом, терроризм же, как разновидность общественно опасного деяния – и в уголовном и международном праве.

 «Экстремизм политический (фр. – крайний) – приверженность в политике крайним взглядам и действиям. В политической области экстремизм отрицает сложившиеся структуры и институты власти, подрывает их стабильность, стремится ликвидировать их с помощью силовых методов. Широко использует радикальные лозунги и призывы, беспорядки, террористические акции, запугивание, диверсии и даже партизанскую войну, при этом отрицаются переговоры, соглашения, компромиссы. В идеологическом плане экстремизм отрицает инакомыслие, плюрализм взглядов, стремится  любой ценой навязать собственную систему политических, идеологических или религиозных взглядов». Социальная база экстремизма, как правило, состоит из маргинальных слоёв общества, части интеллигенции, студенчества, националистических и фундаменталистских религиозных движений[32]

Из данного определения видно, что объективно терроризм может быть одним из способов достижения целей, которые ставят перед собой экстремисты, к субъективной стороне такой деятельности относятся мотивы экстремистской окраски и соответствующее понимание целей.

«Революция ж. франц. переворот, внезапная перемена состояния, порядка, отношений; смута или тревога, беспокойство… Смуты государственные, восстание, возмущенье, мятеж, крамолы и насильственный переворот гражданского быта», - такое определение даёт словарь Даля. Другими словами: «Революция – глубокое и качественное изменение в развитии общества, в способе производства, в различных областях знания. В зависимости от сферы преобразований выделяются революции социальные, политические, культурные, научные и т. д.»[33]. Предельное обострение противоречий в обществе, может разрешиться скачкообразно, через политический переворот, путём резких перемен, что является по существу революцией. В то же время, захват власти, может произойти и без насилия. Таким образом, терроризм является одним из методов революционного захвата и последующего удержания власти.

Терроризм и уголовные преступления, в их соотношении, лучше рассмотреть в двух аспектах. Первый – проблема криминализации терроризма, второй – отличие терроризма от других уголовных преступлений.

После террористического акта в Мюнхене в 1972 году, в дискуссии между государствами членами ООН не было единодушного мнения о необходимости консолидации усилий в противостоянии совершающимся в мире актам насилия. Ряд азиатских и африканских стран разрушили однозначное понимание этой проблемы, утверждая, что «люди, борющиеся за освобождение от иноземного гнёта и эксплуатации труда, имеют право использовать любые методы для выражения протеста, включая применение силы». Свою позицию делегаты стран третьего мира подкрепили двумя аргументами.

1.        Все борцы за освобождение классифицируются противостоящими режимами как террористы. Например, нацисты называли таковыми борцов Сопротивления. Моулей эль-Хассен, представитель Мавритании в ООН, отмечал, что «все освободительные движения называются террористическими теми, кто вверг их в нищету и рабство». ООН, осуждая терроризм, закрепляет тем самым власть сильных над слабыми, по сути, поддерживая существующую несправедливость и лишая «угнетённые народы и нации» единственно действенного оружия с помощью которого возможно противостоять существующему положению вещей.

2.        Уместно в таком случае говорить не о самом факте насилия, а о причинах, порождающих его и, что вряд ли можно назвать преступниками тех, кому отказано в элементарных правах человека, достоинстве, свободе, независимости, и чьи страны борются с иноземной оккупацией[34].

Конечно, для понимания происходящих процессов, их оценки и соответствующей адекватной реакции необходимо глубокое проникновение в сущность, мотивы и развитие конфликтных ситуаций, с  учетом возможности прикрытия противоправной деятельности любого рода, как провозглашением борьбы за справедливость, так и борьбы с кровавым насилием над ни в чем не повинными жертвами терроризма.

Кроме того, если терроризм является разновидностью войны, которая может быть также и справедливой, то можно утверждать, что в международных отношениях криминализация терроризма зависит от выбранного для этого основания – или в мотивах или факте деяния. А в конечном итоге, решение задачи зависит от принятия в дискуссии определённого философского мировоззренческого основания и соответствующей методологии, делящей право на позитивное и ряд разновидностей естественного.

Иначе выглядит проблема внутри государства, где для развития терроризма необходим минимум свободы. В тоталитарном государстве, террористы не имеют возможности организоваться. Даже если они организуются, их уничтожит государственная безопасность, которая не связана законами о правах человека. Так У. Лакюэр объяснял, почему в коммунистических странах нет терроризма[35]. Необходимо отметить, что с ослаблением тоталитарного контроля государства над всеми сферами общественной жизни, одной из многих причин возникновения террористических группировок является сохранение при этом какой либо несправедливости и ущемлений элементарных прав человека. Учитывая это, не стоит делать упрощенный вывод о том, что лучшей защитой от терроризма будет возвращение к тоталитаризму, это в действительности более страшная катастрофа, чем сам терроризм. Выход видится в развитии возрождающихся институтов демократии, свободы слова, верховенства права в государстве. Учитывая, что Украина сейчас находится в переходном периоде, когда происходят изменения в экономике, политике, социальной сфере, на фоне международной неблагоприятной динамики соединения организованной преступности и терроризма, необходимо, в частности, и проведение превентивной криминализации действий с признаками терроризма.

В настоящее время существует различное понимание терроризма как социального явления и преступной деятельности, что приводит к определённым трудностям как в теории так и практики борьбы с данным видом преступлений. Так В.А. Липкан, Д.Й. Никифорчук, М.М. Руденко рассматривают понятие «терроризм» в двух уровнях. Первый –  как социальное явление, второй – как социально-правовое[36]. В.П. Емельянов выделяет три уровня понятия «терроризм». 1. Разного рода общественно опасные действия, направленные на запугивание населения. 2. Собственно терроризм и теракт в российском и белорусском вариантах. 3. Преступления террористической направленности. Также три уровня понятия терроризма выделяется в работе Н.В. Семыкина – в узком, широком и самом широком понимании[37].

Последовательно используя правила формальной логики, проведя ряд операций по обобщению и ограничению понятия с учетом правил соразмерности и ясности определений, дадим дефиниции ряду терминов со словом «терроризм».

1.      «Террористический акт» - (часть состава преступления) понятие, обозначающее непосредственное действие (акт – англ. действие) на завершающем этапе реализации преступного намерения. Оно может быть, соответственно, оконченным или неоконченным. Как результат содержания большего количества признаков, оно не включает в себя, стадию приготовления к преступлению. Однако ст. 258 УК Украины называется «Террористический акт», что не соответствует большему объёму этой статьи, включающей в ч. 2. предварительный сговор, в ч.4. –  создание или какое-либо содействие созданию или деятельности террористической группы или организации.  Необходимы дальнейшие исследования с целью обоснования изменения названия ст. 258 УК Украины на «Терроризм».

2.        «Терроризм» в основном объёме  преступное уголовно наказуемое деяние, направленное на достижение целей посредством насилия внушающего страх третьим лицам. Важной задачей, является нахождение отличия состава преступления определяемого как терроризм от другой преступной деятельности. Исходя из того, что воздействие страхом может быть как непосредственно на одно или группу лиц, так, и опосредовано, через невинных жертв, можем утверждать, что в этом и находится одна из характерных черт, присущих преступлениям терроризма. Это наиболее точно отмечается в работах В.П.Емельянова, в том числе, и в его докторской диссертации[38]. Сущность террора определяется им в создании условий для возникновения страха и достижения таким способом поставленных целей. Отсюда следует, что основная отличительная черта терроризма, как преступного деяния относится как к субъективной стороне преступления, в плане постановки целей, так и к объективной – особым способом их достижения. Именно по этой особенности устанавливается соответствие совершённого общественно опасного деяния признакам состава преступления, описанного в Уголовном Кодексе. Одним из признаков объективной стороны состава преступления является деяние, которое в случае терроризма может быть простым или сложным действием, состоящим из нескольких (могут быть самостоятельными) актов поведения. Первая часть деяния всегда будет направлена на создание обстоятельств, влекущих за собою возникновение страха, мотивирующего поступки, требуемые террористу, у лиц, не подвергавшихся непосредственному преступному воздействию. Конечная цель может быть также преступной, тогда это будет составным преступлением, или не иметь состава преступления, что, однако, не уменьшает общественную опасность террористического акта. Соответствующим по содержанию рассматриваемому понятию будет также «Террористическая деятельность».Терроризм, в собственном значении, имеет ряд характерных признаков: 1) особая общественная опасность; 2) публичный характер проведения акции с широкой оглаской, в том числе и имён организаторов; 3) создание обстановки страха, напряженности на социальном уровне, направленное на запугивание населения или её части; 4) использование особо опасного насилия в отношении одних лиц (невинных жертв) с целью принуждения к определенному поведению иных лиц[39].

3.       Преступления террористической направленности . Следует отметить, что цель терроризма, как это видно из истории, так и закреплено в ст. 258 УК Украины по объёму больше, чем  только устрашение кого-либо. Рассмотрим несколько разнородных примеров. Взрыв экспресса Неаполь – Милан 23.12.1984, при котором погибло 17 и ранено 100 человек. В подготовке акции были обвинены итальянские неофашисты. Целью данной акции, присущей любым экстремистским организациям, является  нарушение общественной безопасности и стабильности. Убийство прокурора ФРГ Зигфрида Бубака 7.4.1977, возглавлявшего расследование деятельности РАФ, пример давления на органы следствия. Взрыв на лугу в Терезиенвезе (Мюнхен), являющийся наиболее кровавым в современной истории Германии, осуществлён представителем неофашистской военно-спортивной группы Гофмана во время профсоюзного праздника. Захват автобуса с детьми в России 1.12.1988 был проведён бандой Яшкиянца. Требование при этом денег и самолёта, позволяет говорить о чисто уголовном преступлении, хотя с неудачной попыткой в аэропорту Пакистана, представить это как политический акт путем выкрикивания лозунга «СССР – плохо! Сирия – плохо!».[40] Цели террористических акций могут быть очень разнообразные, не только политические, экономические, религиозные, расовые, но и весьма необычные как, например, у «Движения насилия против абортов» в США[41]. Поэтому для определения состава преступления, необходима комплексная оценка, как субъективной, так и объективной стороны определённого деяния. А формулировать следующее определение мы будем уменьшая количество признаков в содержании понятия «терроризм» исключением первого и второго из вышеприведённого писка. Тем самым, мы увеличиваем объём входящих в него предметов – обобщаем понятие. При этом в его объём  попадает ряд других преступлений. Например, неуставные взаимоотношения в армии, сопровождающиеся насилием и неправомерными требованиями, предъявляемыми к недавно призванным военнослужащим. Хотя при этом нет особой общественной опасности и широкой публичной огласки, но все же воздействие на лицо или группу оказывается опосредовано через промежуточное лицо, которое подвергается насилию. Такие преступления отличаются  террористической направленностью и входят в содержание термина «терроризм» в широком значении.

4.         «Терроризм» в полном объёме понятия (включающий соответствующие преступления УК и международного права) Размытость рубежей и стирание различий между международным и внутренним терроризмом, а также слияние с организованной преступностью – один из признаков современного терроризма, выходящего за рамки уголовного кодекса и границы отдельных государств. Основная трудность в его определении заключается в проблеме «двойных стандартов», а точнее сказать, разных стандартов политических и правовых оценок. По мнению У. Лакюэра, подобно порнографии, терроризм трудно определить, но его сразу узнают, когда с ним сталкиваются[42]. Не затрагивая глубоко обширную тему, исключим из понятия терроризма в основном объёме (ограниченного уголовными преступлениями) признак, исключающий государство как субъект преступления, и тем самым расширим до полного объёма понятия «терроризм», включающими правоотношения, которые регулируются международным правом.

 

Теперь сформулируем основные определения.

«Терроризм» в основном объёме  (ограниченный преступлениями УК) –

общественно опасная деятельность особой опасности,

имеющая публичный характер проведения акции с широкой её оглаской, в том числе и субъекта преступления;

создающая обстановку страха, напряженности на социальном уровне;

направленную на запугивание населения или её части;

заключающаяся в использовании особо опасного насилия в отношении одних лиц (невинных жертв) с целью принуждения к определенному поведению иных лиц.

«Террористический акт» – непосредственное  действие (акт – англ. действие), одна из стадий преступления, обычно на завершающем этапе реализации преступного намерения.

«Преступления террористической направленности» – 

преступная деятельность, не несущая особую общественную опасность,

избегающая публичного характера огласки, ограничивающаяся определённым кругом лиц или даже одним лицом;

направленную на запугивание одного или группы лиц;

заключающаяся в использовании опасного насилия в отношении одних лиц с целью принуждения к определенному поведению иных лиц.

«Терроризм» в полном объёме понятия (включающий преступления УК и международного права) –

общественно опасная деятельность особой опасности,

имеющая публичный характер проведения акции с широкой её оглаской, в том числе и субъекта преступления;

создающая обстановку страха, напряженности на социальном уровне;

направленную на запугивание населения или её части;

заключающаяся в использовании особо опасного насилия в отношении одних лиц (невинных жертв) с целью принуждения к определенному поведению иных лиц;

субъектом преступления которой могут быть как физические лица, так и государства.

 

 Заключение

 

Проведённое исследование по формулированию определения терроризм, результаты которого изложены в данной работе, позволяют сделать следующие выводы и рекомендации:

 

1.      Исследование феномена терроризма, в плоскости анализа и выработки понятия этого термина, с применением философской методологии христианского теизма, способствует решению не только проблемы преступности в сфере терроризма, но и является одним из шагов на пути к выработке идеологической концепции процесса, как правотворчества, так и государственного строительства в Украине.

2.      Право, соответствующие обязанности и ответственность за выбор идеологической позиции, закреплены в Конституции Украины за каждым её гражданином. Поэтому в исследовании понятия «терроризм» методологической основой было принято соединение позитивного (оформленного в нормативно-правовых актах) права и христианского теизма. Первый – для описания и анализа фактов правовых явлений в существующей правовой системе, а христианский теизм для решения аксиологических и иных философско-правовых вопросов в определении терроризма.

3.      В современных условиях особую опасность составляет срастание организованной преступности и терроризма, угрожающее жизни невинных людей, приводящее к их гибели, ставящий под угрозу основные свободы и общественную безопасность, в том числе, международную. Для успешной борьбы с этим явлением необходимо четкое и согласованное законодательство, одной из первых ступеней на пути к которому является ясное понимание и точная формулировка дефиниции терроризма. Понятие «терроризм» необходимо рассматривать в двух формах, различающихся по объёму входящих в него явлений: основной (относящейся к уголовному праву) и полной(включающей кроме уголовного и международное право). Кроме того, следует отдельно выделить «террористический акт», как стадию преступления, а также «преступления террористической направленности», исключающие особую опасность и широкую огласку деяний. Следует также отметить, что использование этих терминов в НПА не всегда в полноте совпадает с их значением, что приводит к противоречиям положений и указывает на необходимость внесения изменений в законодательство.

4.      Очевидна необходимость дальнейших исследований проблем терроризма как в плане согласования положений внутри уголовного права, так и с граничащими отраслями права, с применением философской методологии христианского теизма.

Список использованной литературы. 

1.       Военный энциклопедический словарь. – М.: Воениздат, 1989.

2.       Гаджиев К.С. Политическая философия / Отделение экон. РАН; М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. – 606 с.

3.       Емельянов В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризма: Уголовно-правовое исследование. СПБ., Юридический центр Пресс, 2002. – 289 с.

4.       Жаринов К.В. Терроризм и террористы: Ист. справочник / Под общ. ред. А.Е. Тараса. – Мн.: Харвест, 1999. – 606 с.

5.       История политических и правовых учений: Учебник для вузов / под общ. ред. акад. РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА, 2003. – 944 с.

6.       Кирилов В.И. Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. – Изд. 5-е, - М.: Юристъ, 1998. – 256 с.

7.       Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник. – Ростов н/Д.: “Феникс”, 1999.

8.       Кравец А.С. Методология науки. Воронеж, 1991.

9.       Козловський І. Теорія тероризму. Львів, Піраміда. 2003. – 224 с.

10.   Ліпкан В.А. Національна безпека України: НПА забезпечення. – К.: “Тест”, 2003. 

11.   Ліпкан В.А., Никифорчук Д.Й., Руденко М.М. Боротьба з тероризмом. – К.: Знання України, 2002.

12.   Нерсесянс В.С. Философия права. – М.: Норма, 2000. – 626 c.

13.   Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1986.

14.   Ольшанский Д. Психология  терроризма. – Сп.б.: Питер, 2002. – 288 с.

15.   Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. – М.: Зерцало, 1997.

16.   Политическая социология. Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 640 с.

17.   Семикін М.В. Створення терористичної групи чи терористичної організації: кримінально-правове дослідження: Монографія / За заг. ред. проф. В.П. Ємельянова. – Харків: Вид-во Нац. ун-ту внутр. справ, 2003.- 145 с.

18.   Скакун О.Ф. Теорія держави і права: Підручник / Пер.з рос. – Харків: Консум, 2001. – 656 с.

19.   Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 800 с.

20.   Терроризм и контртерроризм в современном мире: аналитические материалы, документы, глоссарий: Науч.-справоч. изд./ Авт.-сост. А.А. Варфоломеев. – М., Экслит, 2003. – 479 с.

21.   Требин М.П. Терроризм в XXI веке. – Мн.: Харвест, 2004. – 816 с.

22.   Устинов В.В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. – М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2002. – 560 с.

23.   Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрист, 2002. – 520 с.

24.   Філософія права: Навч. Посіб. Кол. Монографія / За ред. М.В.Костицького, Б.Ф.Чміля. – К.: Юрінком Інтер, 2000. – 336 с.

25.   Хоффман Брюс. Терроризм – взгляд изнутри. / Пер. с англ. Е. Сажина. – М.: Ультра.Культура, 2003. – 264 с.

26.   Эриксон М. Христианское Богословие. – С-Пб.: “Библия для всех”, 1999. –  1082 с.


[1] Устинов В.В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. – М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2002. – С. 8.

[2] Юридичний вісник України. – 2001. - №3. – С. 3-13.

[3] Відомості Верховної Ради України. – 2003. – С. 180.

[4] Кирилов В.И. Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. – Изд. 5-е, - М.: Юристъ, 1998. – С. 50.

[5] Хоффман Б. Терроризм – взгляд из нутри. / Пер. с англ. Е. Сажина. – М.: Ультра.Культура, 2003. – С. 9.

[6] Библия. Бытие 1:26, 28; 2:15.

[7] Библия. Второзаконие 10:12-13.

[8] Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево. – М.: Теревинф, 2001. – С. 943.

[9] Библия. Исаия. 1:19,20.

[10] BibleQuota 5.0 Bidliologia Edition. СD http://bibliologia.net

Online Bible Edition. V. 2.00.04, 2006. CD http://www.onlinebible.net

[11] Brian M. Jenkins. International Terrorism: A New Mode of Conflict. Research Paper 48. California Seminar on Arm Control and Foreign Policy. Los Angeles, California, 1974. P. 1.  в кн. Устинов В.В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. – М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2002. – С. 52.

[12] Библия. Быт. 50:20; Вт. 8:16; Рим. 8:28.

[13] Библия. Матфея 22:37-40; Второзаконие 6:5.

[14] Скакун О.Ф. Теорія держави і права: Підручник / Пер. з рос. – Харків: Консум, 2001. – С. 429.

[15]Ольшанский Д. Психология  терроризма. – Сп.б.: Питер, 2002. – С. 179.

[16] Библия. Римлянам 3:10-12 

[17] История политических и правовых учений: Учебник для вузов / под общ. ред. акад. РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА, 2003. – С. 211.

[18] История политических и правовых учений. – С. 230.

[19] История политических и правовых учений. – С. 254.

[20] История политических и правовых учений. – С. 277.

[21] Хоффман Брюс. Терроризм – взгляд из нутрии. / Пер. с англ. Е. Сажина. – М.: Ультра.Культура, 2003. – С. 20

[22] Хоффман Брюс. Терроризм – взгляд из нутрии. – С 24.

[23] Хоффман Брюс. Терроризм – взгляд из нутрии. – С. 25

[24] Багрій-Шахматов Л.В. Організована злочинність і тероризм: діалектика взаємозв’язку // Тероризм і боротьба з ним. Аналітичні розробки , пропозиції наукових та практичних працівників: Міжвідомчий наук. зб. К., 2000. Т. 19.  – С. 119-120.

[25] Кирилов В.И. Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. – Изд. 5-е, - М.: Юристъ, 1998. – С. 49.

[26] Военный энциклопедический словарь. – М.: Воениздат, 1989. – С. 505.

[27] Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1986. – С.691.

[28] Клаузевиц К. О войне: пер с нем. – М. Логос, 1994. – С. 35.

[29] Устинов В.В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. – М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2002. – С. 50.

[30] Библиотека юриста. Большой юридический словарь. Эксперт. – 2003. – СD.

[31] Библиотека юриста. Большой юридический словарь. Эксперт. – 2003. – СD.

[32] Политическая социология. Ростов н/Д: Феникс, 1997. – С. 630.

[33] Политическая социология. Ростов н/Д: Феникс, 1997. – С. 604.

[34] Хоффман Брюс. Терроризм – взгляд из нутрии. / Пер. с англ. Е. Сажина. – М.: Ультра.Культура, 2003. – С 32.

[35]Устинов В.В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. – М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2002. – С. 48.

[36] Ліпкан В.А., Никифорчук Д.Й., Руденко М.М. Боротьба з тероризмом. – К.: Знання України, 2002. – С.44.

[37] Семикін М.В. Створення терористичної групи чи терористичної організації: кримінально-правове дослідження: Монографія / За заг. ред. проф. В.П. Ємельянова. – Харків: Вид-во Нац. ун-ту внутр. справ, 2003. – С. 49.

[38] Емельянов В.П. Уголовная ответственность за терроризм и преступления с признаками терроризирования: Автореф. дис. д-ра юрид. наук: 12.00.08. / Моск. гос. ун-т. М. , 2001. – 36 с.

[39] Емельянов В.П. К вопросу о создании унифицированного понятийного аппарата в антитеррористическом законодательстве. – С. 177. в кн. // Семикін М.В. Створення терористичної групи чи терористичної організації: кримінально-правове дослідження: Монографія / За заг. ред. проф. В.П. Ємельянова. – Харків: Вид-во Нац. ун-ту внутр. справ, 2003. – С. 50.

[40] Жаринов К.В. Терроризм и террористы: Ист. справочник / Под общ. ред. А.Е. Тараса. – Мн.: Харвест, 1999. – С. 352, 364, 386.

[41] Жаринов К.В. Терроризм и террористы: Ист. справочник / Под общ. ред. А.Е. Тараса. – Мн.: Харвест, 1999. – С. 217.

[42] Laqueur W. Reflections on Terrorism // Foreign Affairs. N.-Y. 1986 Vol.65. N.1 P.88.

 

                 

 

Сайт создан в системе uCoz