ТИТУЛ СХЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦИТАТА ГОСТЕВАЯ
---
                     

 

 

 

Религиозная безопасность

 

С древности и поныне во внутри- и межгосударственных отношениях существует религиозный фактор, который может быть, как положительным, играя консолидирующую, национально-освободительную, миротворческую роль, так и деструктивным, углубляя существующие в обществе противоречия, ущемляя права национальных меньшинств, шовинизм. В условиях политических, социальных и экономических трансформаций он приобретает все большее влияние на процессы в государстве и становится неотъемлемым атрибутом общественной жизни. Особенностью европейцев, в том числе России и Украины, является приверженность христианству и демократическим ценностям, однако религия может, как содействовать, так и мешать интеграционным процессам. Поэтому в настоящее время мы можем констатировать повышенное внимание к религии в поиске общих для всего европейского сообщества черт во многих сферах: в аксиологической, политической, правовой, системе обеспечения коллективной безопасности.

Религиозные организации, распоряжаясь значительными материальными и человеческими ресурсами и имея прямое влияние на электорат, стали в настоящее время важным элементом украинской общественно-политической сферы. Однако случается, что они отстаивают не столько интересы религии, общества и государства, сколько собственные корпоративные интересы, а иногда интересы другого государства или отдельных его политических сил. Участие служителей культа в избирательных кампаниях на всех уровнях, сотрудничество местных органов власти и религиозных организаций, выход религиозной жизни за государственные границы - это пример того, как религиозный фактор оказывает влияние на национальные интересы и безопасность Украины. Исторический опыт убеждает, что недостаточное внимание и правовое регулирование, а также неуправляемость процессами, которые происходят в гуманитарной сфере, вообще, и религиозной жизни, в частности, может привести к серьезным социально-политическим конфликтам, а значит, в конечном счете, представляет собой угрозу реализации национальных интересов и укрепления национальной безопасности.

 

Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. (Исх.20:2-6)

Священное Писание открывает нам высшую ценность – Бога, который является источником всякого блага для человека и общества, а также указывает путь достижения этого блага – подчинение заповедям Божьим, как результат и проявление любви к своему Творцу В Десятисловии Моисея указывается также санкция за неповиновение Господу и Его заповедям – проклятие до четвёртого рода. Помиловать же и спасти от наказания человека, преступившего заповеди Божьи, может только Сам Бог. А так как ни один человек не может безукоризненно выполнить все требования Творца, ни один из нас не соответствует Божьему стандарту праведности, то все мы нуждаемся в Христе Спасителе. Это христианская основа процветания и безопасности человека и всего общества. Как видим, она зависит от соответствия библейскому стандарту наших взаимоотношений с Богом. Эти взаимоотношения в современной, с дней древнего Рима, терминологии называются религией. Этот термин имеет латинский корень: «religare» – связывать, «relegere» – собирать (Цицерон), «religio» – благочестие, святость, и обозначает связь человека с признанным им Абсолютом, то есть Богом, посредством согласования своей жизни с волей этого Абсолюта, для достижения определённого блага.

Совокупность этих благ всего общества представляют собой национальные интересы. Часть этих интересов относятся к религиозной сфере и защищаются системой национальной безопасности. Угрозы национальной безопасности – это имеющиеся и потенциально возможные явления и факторы, которые создают опасность жизненно важным национальным интересам Украины. Часть этих угроз, соответственно, относятся к сфере религиозных отношений.

Особенную обеспокоенность всего мирового сообщества вызывает деятельность религиозных организаций деструктивного и тоталитарного типа. Их противоправная деятельность, а также вопросы противодействия этой деятельности рассматривались В. Арестовым, И. Шудриком[1], Е. Балагушкиным[2], А. Григоренко[3], И. Григулевичем[4], П. Гуревичем[5], В. Журавлевым[6], Н. Кривельской[7], Е. Парновым [8], К. Приваловим[9], С. Сёминым[10], [11],[12], О. Тимченко, В. Шапарем[13].

«Проблемы неорелигий в контексте становления демократических государственно-церковних отношений», - одна из первых украинских работ, которая системно анализирует богатый фактологический материал[14]. О.Тимченко, В.Шпаря [15], В. Журавлёв [16] рассматривают противоправную деятельность религиозных организаций, как на Украине, так и за рубежом. Деструктивная деятельность неокультов, а также факторы угроз национальной безопасности Украины в религиозной сфере рассматривалась также С.Сёминым[17]. По теме усовершенствования государственно-церковных взаимоотношений защищена кандидатская диссертация В.М.Петрик[18]. Вопросы угроз национальной безопасности в религиозной сфере затрагивает в своей диссертации Ю.Ю. Фисун[19].

Деятельность тоталитарно-деструктивных неокультов сопровождается, в той или иной степени, нарушением общественной безопасности и порядка, нанесением вреда здоровью и моральному состоянию населения. Поэтому во многих странах мира отмечается возникновение проблемы защиты общества, прав и свобод граждан от вредного влияния определенной части неокультов[20]. В Европе эта проблема находится под вниманием не только национальных государственных и неправительственных организаций, но и Европейского парламента[21]. Отмечается, что некоторые из таких религиозных организаций унижают личность, нарушают права человека и национальное законодательство, культивируют расистскую идеологию, практикуют финансовые злоупотребления и уклонения от уплаты налогов, употребляют наркотики и т.п. «Некоторые из религиозных организаций опасны для общества, особенно для детей, социально неблагополучных лиц и семей», - говорится в докладе Комитета Европарламента[22].

Н. Кривельская[23] определяет религиозную экспансию неокультов как фактор угрозы национальной безопасности России. В своей работе она делает вывод, что деятельность деструктивных религиозных организаций, деформирующих сознание людей, разрушающих фундамент общественной морали, не является случайной, а она спланирована против русского народа и традиционных религий России спецслужбами иностранных государств, транснациональными корпорациями и другими заграничными политическими, предпринимательскими и религиозными объединениями. Для предупреждения и прекращения деятельности таких религиозных организаций предлагается  проведение поэтапной работы по их изучению и созданию соответствующего правового обеспечения и механизмов противодействия, так как подобная деятельность  противоречит законодательству, представляет угрозу психическому и физическому здоровью нации, общественной безопасности и порядку, нарушает права и свободы граждан.

Появление и рост таких организаций является результатом смены, а чаще просто потери стабильных, сбалансированных мировоззренческих идей, кризисом традиционных религий, взаимовлияниями разных культур. Эти организации, чаще, являются независимыми от каких-либо религиозных центров, а вот их основатели и руководители, если не «богами», то их наместниками. Профессор психотерапии Калифорнийского университета Маргарет Зингер отмечает, что эти культы привлекательными делают упрощенные жизненные принципы, ошибочное чувство общности и защищенности от жизненных трудностей, предложения роботы, успеха, признания.

Такие религиозные организации могут быть дестабилизирующими и для международной системы безопасности, базирующейся на балансе сил и интересов. Претендуя на глобальную роль в мире, эти группировки на практике часто прибегают к криминальным методам: мошенничеству фальсификациям, "отмыванию" денег, рэкету, наркоторговле, терроризму. Их деятельность подрывает способность государства гарантировать национальный суверенитет, защищать демократические ценности и экономический порядок, интересы, как личности, так и общества в целом.

В Украине, на сегодняшний день, представлены почти все известные в мире направления неорелигий. В разных странах насчитывается свыше 140 млн. приверженцев новейших религиозных течений, и темпы их распространения, также являются наивысшими среди других религий.

По признаку отношения к общепринятым социальным нормам и ценностям религиозные организации можно подразделить на три группы.

1. Признающие общепринятые социальные нормам и ценности, участвующие в их формировании и развитии, являющиеся культурообразующими.

2. Имеющие альтернативные ценности относительно, принятых в обществе. Эти группы не осуществляют систематических правонарушений, однако деятельность этих религиозных организаций представляет собой потенциальную угрозу безопасности. В этом случае, еще возможно применение профилактических и упреждающих мер.

3. Деструктивные религиозные группы и движения с широким спектром правонарушений.

Религиозные организации, представляющие наибольший интерес в контексте угроз религиозной безопасности относятся к 2-й и 3-й группам и обладают рядом характерных черт[24]. Во-первых, деструктивностью, разрушительным воздействием на психическое и физическое здоровье своих адептов, других членов общества, а также на само общество и его институты. Во-вторых, тоталитарностью, как характером их внутренней организации и поведенческих характеристик во взаимоотношениях. Деятельность таких религиозных организаций направлена на нарушение прав и свобод человека путем использования мероприятий опасного психологического влияния, то есть манипуляций с эмоционально-волевой сферой человека, с использованием эмоциональных и психологических перегрузок, стрессов, индивидуальной склонности к внушению, безволию, недостаточного умственного развития и незрелости эмоционально-волевой сферы личности. Результатом такого влияния является потеря личностью социальных ориентиров или ценностей, снижение самооценки, временное расстройство психической деятельности. Комбинации этих двух признаков организаций даёт ряд вариантов: деструктивные, тоталитарные, деструктивно-тоталитарные, в широком разнообразии их соотношения и динамики развития.

Временной критерий при этом необходимо учитывается с определёнными ограничениями, так как некоторые из таких организаций известны столетиями, например, сатанисты. Однако, организации, имеющие относительно молодой возраст и новые учения, так называемые, неорелигиозные (неокульты) чаще, по отношению к традиционным, попадают в разряд проблемных. Например, в 1995 году пресс-службой Федеральной службы контрразведки РФ было заявлено об угрозе национальной безопасности государства со стороны деятельности неокультов[25].

Вопросы деятельности религиозных организаций деструктивного и тоталитарного типа изучались и на общеевропейском уровне, в частности в Совете Европы. В Рекомендации ПАСЕ 1396 (1999) рассматривается специфическая роль религии в демократическом обществе, которая обусловливается сосуществованием политических систем и религии; возможностью различных деформаций внутри каждой отдельно взятой религии, которые могут способствовать религиозной нетерпимости и фанатизму, возникновению экстремистских течений в отдельных вероисповеданиях. В Рекомендации делается ударение на том, что религия является частью человеческой культуры и традиций (П.3). Выражая общую мысль членов Совета Европы, в Рекомендации подчеркивается, что демократические принципы не могут позволить унижения человеческого достоинства и нарушения прав человека во имя веры. Религиозные организации должны подчиняться демократическим законам. Религиозная практика должна ограничиваться демократическими законами, т.е. правами человека (П. 9). Конечно, здесь необходима оговорка о ценностях, защищаемых и развиваемых демократическими институтами. Нужно отметить, что продуктивность демократии и её истинная стабильная социальная направленность возможны только на основе христианских ценностей.

Любые тоталитарные формы развития (общественного, политического, религиозного) применяют, как правило, примитивные идеологические доктрины, призванные "формализовать" их практику, подвести соответствующий идейный базис под  методы грубого физического и (или) психологического подчинения воли  личности или толпы вождю, требование которого в этой среде - закон. В этом заключается суть и причина, закрытости таких организаций, изолированности от общества, так называемого «сектантства». Беспокойство распространением на территории России такого рода «молодежных сект» высказывало посольство ФРГ в РФ в вербальной ноте от 22 ноября 1995 года. В ней  отмечалось, что Федеральное правительство Германии продолжительное время интенсивно занимается изучением деятельности, так называемых, молодежных сект, прежде всего в связи с возможной угрозой для социального развития молодежи. В частности, в том, что иерархическая, авторитарная структура часто противоречит общепризнанным демократическим ценностям; их идеология и претензии на абсолютную правоту убеждений соблазняют и полностью овладевают теми, кто ищет для себя перемен и новых ориентиров, а также в требовании безоговорочного подчинения своих членов, для чего могут применяться разного рода угрозы и психологическое насилие. Отрицательными последствиями членства в этих сектах могут быть: срыв школьного и профессионального образования членов, коренные изменения их личности и утрата восприятия действительности, что может привести к конфликтам с родственниками, близкими людьми. Кроме того, в результате изменений в жизненной идеологии, а также в связи с использованием сектами методов воздействия на психику человека могут возникнуть психосоциальные проблемы[26]. Спектр преступлений таких групп широк: от изнасилований до терроризма, от использования детей до убийств или организации массовых самоубийств.

Для значительной части тоталитарно-дестуктивных организаций характерна активная позиция в отношениях с государством. Их стратегия – приход к власти. Отсюда, стремление проникать во все сферы духовной, политической и экономической жизни общества, влиять на религиозное и политическое самоопределение своих приверженцев. Всё это создает серьезную угрозу национальной безопасности. Если не применять эффективные контрмеры, это может позволить руководителям преступных религиозных группировок оказывать значительное влияние на развитие политических процессов в стране.    

Не меньше, чем с преступными группами возникает проблем и с теми религиозными организациями, которые не являются криминальными, но отвергают общепринятую мораль. Отдельные группировки могут открыто выступать против существующих в обществе моральных норм, считая, что лишь нормы,  действующие в общине, имеют право на существование, при этом нанося своей деятельностью вред  обществу в плане его морального состояния.

Наиболее опасным следствием функционирования религиозных образований деструктивного и тоталитарного типа является их криминализация. Это происходит вследствие ряда причин: недостаток средств для финансирования деятельности; участие в управлении лиц с криминальным прошлым; желание привлечь к себе внимание разных общественных слоев (самореклама); оправдание вероучения. Используя рабскую работу рядовых адептов, шантаж, финансовые преступления, недобросовестную конкуренцию их лидеры незаконно обогащаются, иногда настолько, что целью могут ставить достижение ведущих позиций в мировой экономике. Преступный капитал этих групп, как и в обычной организованной преступности, активно вкладывается в легальные области экономики. Учитывая распространение этих групп, процесс вложения капиталов тоталитарными религиозными структурами в экономику разных стран приобретает транснациональный характер.

В докладе «Религия и демократия», представленной специальным докладчиком Парламентской Ассамблеи Совета Европы де Пюигом, отмечается, что ни одна из мировых религий не пропагандирует опасные идеи или принципы, тем не менее, всегда есть опасность экстремистской деятельности определенных группировок, которые существуют в их составе или вне рамок этих господствующих религий[27]. В докладе Комитета политики ПАСЕ[28] указывается на возникшую в противостоянии государств проявлениям экстремизма дилемму, между гарантиями на свободу деятельности организаций и необходимостью защиты от экстремистских групп, своими акциями попирающих демократические принципы и права человека.

Духовно-религиозный фактор оказывает непосредственное влияние и может существенно повысить опасность возможных основных угроз национальной безопасности Украины в важнейших сферах жизнедеятельности общества Ст. 7, 8, 10 Закона[29]. Эти угрозы можно классифицировать по соответствующим сферам жизнедеятельности украинского общества.

«Политическая сфера: идеологическая поддержка и обеспечение посягательств на конституционный порядок и государственный суверенитет Украины; вмешательство других государств через средства духовно-религиозного влияния на внутренние дела Украины; наличие сепаратистских тенденций, в частности на религиозной почве, в отдельных регионах и в определенных политических силах в Украине; массовые нарушения прав граждан, в частности свободы совести и вероисповедания в Украине и за ее пределами; обострение межэтнических и межконфессиональных отношений; невыполнение или ненадлежащее выполнение законных решений органов государственной власти и местного самоуправления, в частности относительно передачи культовых сооружений и имущества.

Экономическая: поддержка международными религиозными центрами экономической изоляции Украины относительно мировой экономической системы; неконтролируемый приток в Украину иностранной валюты и материальных ценностей под видом поддержки экуменической и миссионерской деятельности; деятельность «теневых» экономических структур под прикрытием религиозных и миссионерских центров; коммерциализация религиозных организаций.

Социальная: деструктивная деятельность тоталитарных религиозных организаций; угнетение социальной активности граждан, сужение их мировоззренческих ориентиров, разрушение упроченных родственных и общественных связей; религиозная окраска общественно-политических противостояний отдельных социальных слоев населения и регионов Украины; прямая угроза жизни и здоровью населения с распространением разнообразных форм "нетрадиционного лечения", знахарства, оккультизма; распространение новейшими тоталитарными религиозными течениями и культами разнообразных форм моральной и духовной деградации в обществе, особенно среди молодёжи.

Военная: грубое нарушение принципа отделения церкви от государства в виде неконтролируемого сотрудничества отдельных религиозных организаций с силовыми структурами и как следствие - политизация  последних и снижение уровня боеспособности военной организации государства; создание и функционирование незаконных военизированных формирований под видом необходимости защиты веры и церкви.

 Информационная: торможение международными религиозными центрами процесса вхождения Украины в мировое информационное пространство, распространение ими необъективной информации относительно государства; информационную экспансию со стороны других государств через религиозно-духовные каналы; утечка через духовно-религиозные каналы информации, которая представляет государственную тайну[30]».

Решение выявленных проблем заключается в разработке эффективных правовых механизмов регламентации отношений в сфере свободы мировоззрения и религиозных организаций. Регулирование их деятельности состоит в гарантировании прав и свобод и применении механизмов и мероприятий.Необходима разработка новых и подбор существующих соответствующих методов противодействия, находящихся в нормативной, организационной, информационной, социальной или материальной сферах. Важен комплексный подход в обеспечении религиозной безопасности на национальном, международном, транснациональном уровне. Способствовать решению поставленных задач может создание, на основе Закона,  доктрины религиозной безопасности (части общей концепции национальной безопасности, касающейся функционирования религиозной среды), в которой была бы выражена официальная позиция относительно целей, задач, принципов и основных направлений обеспечения религиозной безопасности Украины. Она необходима как базис для: формирования государственной политики в области обеспечения религиозной безопасности страны, подготовки предложений относительно усовершенствования правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения; разработки целевых программ.

Таким образом, мы рассмотрели еще одну составляющую методологии формирования и совершенствования правовой системы, – ориентацию на реализацию национальных интересов и укрепление безопасности в религиозной сфере.

 

Итак да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства. (2Пар.19:7)

 


[1] Аресов В.М., Шудрик І.О. Нетрадиційні релігії: суть і спрямування. - К.: Знання, 1990. - 48 с.

[2] Балагушкин Е. Новые религии как социокультурный и идеологический феномен // Общественные науки и современность. - М., 1996. - № 5. – С. 97-100.

Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодёжь Запада). - М.: Изд-во Московского университета, 1984. - 228 с.

[3] Григоренко А.Ю. Сатана там правит бал. - К.: Украина, 1991. - 301 с.

[4] Григулевич И.Р. Пророки “новой истины”. - М., 1983. - 303 с.

[5] Гуревич П.С. Спасет ли мессия? “Христомания” в западном мире. - М.: Политиздат, 1981. - 272 с.

[6]Журавлёв В. “Конец света” в конце туннеля. Необуддистские секты: реальность угрозы // Человек и закон. - 2000 . - № 7 (8). – С. 58-61.

 Журавлёв В. “Конец света” Украине готовят приверженцы агрессивных сект // Ваша судьба. - 2000. - 2 ноября. – С. 7.

 Журавлёв В. Чёрная месса // Человек и закон. - 2000. - № 4. – С. 66-69.  

[7] Кривельская Н.В. Религиозная экспансия против России // Аналитический вестник Федерального собрания - парламента Российской Федерации. – 1998. - Выпуск 4. Серия: Оборона и безопасность 16. – 25 с.

[8] Парнов Е.И. Трон Люцифера. - М.: Политиздат, 1991. - 302 с.

[9] Привалов К. Секты: досье страха. - М.: Политиздат, 1987. - 192 с.

[10]Сьомін С. Букмекери від Амаргедону // Людина і світ. - 2000. - № 1-2. – С. 49-53.

 Сьомін С. Нашестя “наставників на шлях істини” // Політика і час. - 1998. - № 8. – С. 37-38. 

[11] Сьомін С. Чи варто шукати спасіння у “Трансцендентальної медитації” // Людина і світ. - 1999. - № 10. – С. 35-40.

[12] Сьомін С.В. Міжнародні християнські організації та національна безпека України: Монографія. - К., 1999. - 267 с.

[13] Тимченко О.В., Шапар В.Б. Пленники религиозного экстаза. - Харьков: Прапор, 1998. - 477 с.

[14] Проблеми неорелігій в контексті становлення демократичних державно-церковних відносин. Аналітична записка. - К., 1998. – 37 с.

[15] Тимченко О.В., Шапар В.Б. Пленники религиозного экстаза. - Харьков: Прапор, 1998. - 477 с.

[16] Журавлёв В. “Конец света” в конце туннеля. Необуддистские секты: реальность угрозы // Человек и закон. - 2000 . - № 7 (8). – С. 58-61.

 Журавлёв В. “Конец света” Украине готовят приверженцы агрессивных сект // Ваша судьба. - 2000. - 2 ноября. – С. 7.

 Журавлёв В. Чёрная месса // Человек и закон. - 2000. - № 4. – С. 66-69.

[17] Сьомін С. Букмекери від Амаргедону // Людина і світ. - 2000. - № 1-2. – С. 49-53.

 Сьомін С. Нашестя “наставників на шлях істини” // Політика і час. - 1998. - № 8. – С. 37-38.

Сьомін С. Чи варто шукати спасіння у “Трансцендентальної медитації” // Людина і світ. - 1999. - № 10. – С. 35-40.

 Сьомін С.В. Міжнародні християнські організації та національна безпека України: Монографія. - К., 1999. - 267 с.

[18] Петрик В.М. Шляхи та механізми вдосконалення державно-церковних відносин в Україні (на прикладі новітніх релігійних об’єднань) Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата наук з державного управління, Донецьк – 2004. – с. 184.

[19] Фисун Юлія Юріївна. Міжнародно-правове регулювання інституту релігійної безпеки: Дис... канд. юрид. наук: 12.00.11. — Одеса, 2004. — 197 с. 

[20] Петрик В. Використання досвіду країн Європи для захисту українського суспільства та прав і свобод громадян від антиконституційних дій з боку неокультів // Українська національна ідея: реалії і перспективи розвитку. Наукове видання. - Львів: НАН України, Державний університет “Львівська політехніка”, - 1999. - Вип. 2. – С. 101-107.

[21] Recommendation 1412 (1999) Illegal activities of sects http://assembly.coe.int/main.asp?Link=/documents/adoptedtext/ta99/erec1412.htm

Illegal activities of sects Report Committee on Legal Affairs and Human Rights Doc. 8373, 13 April 1999 http://assembly.coe.int/main.asp?Link=/documents/workingdocs/doc99/edoc8373.htm

Illegal activities of sects Opinion Committee on Culture and Education Doc. 8383, 21 April 1999

http://assembly.coe.int/main.asp?Link=/documents/workingdocs/doc99/edoc8383.htm

[22] Illegal activities of sects. Opinion. Social, Health and Family Affairs Committee. Rapporteur: Mr Gyula Hegyi, Hungary, Socialist Group. 20 April 1999. Doc. 8379.

[23] Кривельская Н.В. Религиозная экспансия против России // Аналитический вестник Федерального собрания - парламента Российской Федерации. – 1998. - Выпуск 4. Серия: Оборона и безопасность 16. – 25 с.

[24] Фисун Юлія Юріївна. Міжнародно-правове регулювання інституту релігійної безпеки: Дис... канд. юрид. наук: 12.00.11 / Одеська національна юридична академія. — О., 2004. — 197арк.

[25] Петрик В.М. Шляхи та механізми вдосконалення державно-церковних відносин в Україні (на прикладі новітніх релігійних об’єднань) Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата наук з державного управління, Донецьк – 2004. – С.45.

[26] Вербальная нота - 2604 Посольства ФРГ Министерству иностранных дел Российской Федерации от 22 ноября 1995 года. – 4 с.

[27] Рекомендація Парламентської Асамблеї Ради Європи 1202 (1993) щодо релігійної терпимості у демократичному суспільстві //Права людини в Україні. Інформаційно-аналітичний бюлетень Українсько-Американського Бюро захисту прав людини: Випуск 15. - Київ-Харків, 1996. - С.68 - 70.

[28] Threat posed to democracy by extremist parties and movements in Europe. Report. Political Affairs Committee. Rapporteur: Mrs Mirjana Feric-Vać, Croatia, Socialist Group. 25 July 2003. Doc. 9890 http://assembly.coe.int/Main.asp?link=/Documents/WorkingDocs/Doc03/EDOC9890.htm

[29] [65] Закон України “Про основи національної безпеки України”. // Відомості Верховної Ради УРСР. - 2003. - №39. - Ст. 351.

[30] Сьомін С.В., Кальниш Ю.Г., Петрик В.М., Остроухов В.В. Державно-церковні відносини: світовий досвід і Україна (історико-політичний аналіз): Монографія / За ред. І.І.Тимошенко. - К.: Вид-во Європ. ун-ту, 2002. – С. 22.

 

                

 

Сайт создан в системе uCoz