ТИТУЛ СХЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦИТАТА ГОСТЕВАЯ
---
                     

 

 

Национальные интересы

и безопасность

 

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (Исход 20:12). Почтение к родителям и забота о семье, благословляются Богом через дар человеку долготы жизни на земле, которую Бог также вручает ему для обитания на ней и управления. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего (Исх.20:17). А из этого, последнего, повеления в Десятисловии Моисея вытекает, что не может человек получить Божье благословение, имея эгоистические мотивы, в том числе, и узкосемейные. Поэтому можно сказать, что благословляется забота об Отечестве, в целом, или забота о реализации национальных интересов, как это звучит в научной терминологии. И это при согласовании собственных интересов с таковыми, аналогичными, других субъектов, в добрососедских международных отношениях.

Значит, и в построении и укреплении суверенного государства Украина важно осознание, реализация и защита национальных интересов во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе, и в духовно-религиозной. В ст. 1 ЗУ «Про основы национальной безопасности Украины»[1] даётся определение национальных интересов: «Это - жизненно важные материальные, интеллектуальные и духовные ценности украинского народа, как носителя суверенитета и единого источника власти в Украине, определяющие нужды общества и государства, реализация которых гарантирует государственный суверенитет Украины и ее прогрессивное развитие». В свою очередь, национальные интересы, ценности и нужды украинской нации, их носители (юридические и физические лица) и отношения между ними, являются  объектами системы обеспечения национальной безопасности, которая призвана способствовать реализации указанных интересов. По-другому сказать, обеспечение национальной безопасности является инструментом, методом реализации национальных интересов. Таким образом, мы определили следующий методологический уровень правовых исследований – ориентация на реализацию национальных интересов и укрепление национальной безопасности.

Существует ряд исследований, посвященных изучению разных аспектов безопасности, её правовых гарантий,  проблем функционирования систем обеспечения безопасности. Эти исследования были проведены такими авторами как: В.Батюк[2], П. Белов[3], О. Данільян[4], С.В.Исакович[5], В.С.Картавцев[6], Г.Костенко[7], В.А.Липкан[8], Н.Нижник[9], М.И. Панов[10], Э.И.Скакунов[11], В.К.Собакин[12] и другими.

В ст. 1 Закона национальная безопасность определяется, как защищенность жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства, которая обеспечивает постоянное развитие общества, своевременное выявление, предотвращение и нейтрализацию реальных и потенциальных угроз национальным интересам. Сущность безопасности заключается в устранении опасности, как таковой, а в случае её неустранимости, в защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз, посягательств и любых опасностей. Поэтому безопасность является одновременно целью, средством и результатом деятельности человека и общества по защите от деструктивных факторов, явлений, событий и процессов. Безопасность, как категория, представляет собой "важнейшую ценность, которая должна обеспечивать свободное существование и развитие личности, общества, человечества, создавать гармонию и устранять разногласия … во взаимоотношениях между людьми, личностью и государством, обществом, между нациями и государствами[13]. По мнению М. Панова и В. Тихого, проблема безопасности относится "к глобальным общечеловеческим проблемам".

Общественная безопасность, как социальная категория, является фундаментальным принципом, целью и средством построения правовой системы, областей права и их институтов, в плане обеспечения безопасного функционирования и развития общества. В соответствии со ст. 3 Конституции Украины, человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине высшей социальной ценностью, а права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Поэтому основным в системе безопасности является защита личности, ее прав и свобод, с соблюдением при этом принципа не нарушения прав и свобод других лиц и защиты общественных интересов.   такженийдства.атегория,тва вересов с аналогичными в международном масштабе.е, и семейные.

Народ является носителем суверенитета и единым источником власти в Украине, как развивающемся демократическом государстве, и он, в соответствии со своим уровнем осознания собственных и общественных интересов, а также потребностей государственного строительства, формирует механизмы обеспечения безопасности и реализации этих интересов через государственную политику. Таким образом происходит формирование идеологии, как базиса государственного строительства. Поэтому, с другой стороны, одним их важных условий[14] обеспечения национальной безопасности является сохранение в руках государства всех легитимных рычагов управления собственной культурой, политикой, экономикой, наукой, духовным развитием… Такая политика безопасности является основой деятельности государства относительно реальных или возможных угроз существованию своих граждан.

 Однако реализация политики национальной безопасности  не ограничивается деятельностью органов государственной власти, к её субъектам относится также граждане, общественные и другие организации и объединения, в том числе, религиозные. Их деятельность должна быть направлена на организацию оптимального управления угрозами и опасностями, с целью выявления угроз и опасностей национальным интересам, определение стратегических задач по обеспечению национальной безопасности, усовершенствование системы обеспечения национальной безопасности, ее сил и средств, создание мобилизационных ресурсов и определение порядка их развертывания, к таким выводам приходит В.Липкан, занимающийся основательным исследованием вопросов национальной безопасности Украины[15] . Прерогатива государственных органов относительно обеспечения национальной безопасности не имеет абсолютного характера, потому что со временем такой механизм может превратить государство в монопольный субъект этой деятельности, и стать фактором формирования тоталитарного государства.

Отсюда, и управление системой обеспечения национальной безопасности определяется  как особый вид деятельности государственных и негосударственных субъектов по организации системы обеспечения национальной безопасности, обеспечению ее оптимального функционирования и стойкого развития. Содержание этой деятельности включает: определение целей, задач и функций субъектов; разработка и усовершенствование их организационной, функциональной, информационной и психологической структуры; обеспечение материальными, информационными и другими ресурсами; подготовку и реализацию управленческих решений; обеспечение координации и взаимодействия государственных и негосударственных субъектов обеспечения национальной безопасности; регулирование их организации и функционирование с учетом геополитической обстановки и отклонений от намеченных целей; создание эффективной системы учета и контроля и т.п... Основной задачей этой системы является осуществление сознательного целенаправленного влияния на возникающие угрозы и опасности.

Одной из проблем эффективного обеспечения национальной безопасности является отсутствие достаточной правовой базы и правового системного подхода к решению этой проблемы. Осуществление, в таких условиях, реформы системы национальной безопасности, и, прежде всего, системы её обеспечения, привело к стихийности в законотворческой деятельности, возникновению внутреннего правового разногласия между законами, а отсюда, и весьма слабому правоприменению. В связи с этим, некоторые составляющие национальной безопасности оказались недостаточно защищенными, прежде всего, информационная и экономическая, что нанесло серьёзный ущерб государству и обществу, привело к дискредитации идеи сильного и независимого государства и к разочарованию украинского народа в ожидании стабильности и процветания.

Одним из принципов построения системы нормативно-правового обеспечения национальной безопасности – предотвращение возможности узурпации всех функций по обеспечению национальной безопасности одним из государственных органов, доминирование одного органа над другим. Такой подход способствует созданию общества, обеспечивающего свободу творческой и предпринимательской деятельности, достижение благосостояния и реализации прав человека и гражданина, элементом которого является правовое, демократическое, социально направленное государство. Это общество не противостоит государству, а предотвращает утверждение его организационных форм, которые подменяют национальные интересы узкими интересами определенной группы людей или государственного аппарата.

В первую очередь, необходима четкость в определении национальных интересов, которая бы способствовала сплоченности различных прослоек украинского населения в монолитный социум, позволила бы сформулировать приоритеты и сегодняшние интересы нации, сделала бы их прозрачными, открытыми для обсуждения и, при необходимости, коррекции. Правовое закрепление интересов нации позволило бы сделать политику государства более открытой, приближенной к каждому человеку. Каждому представителю украинской нации должно быть известно, как и какие интересы нации он должны отстаивать, как сходятся эти интересы с его собственными. Это также предотвратило бы разного рода правонарушения, совершаемые под прикрытием реализации „национальных интересов”.

Нормативно-правовое обеспечения НБУ должно быть сильным стабилизирующим, системообразующим фактором в становлении национальной правовой системы, основанной на началах обеспечения национальных интересов, также должно заложить базу для методологически обоснованного принятия любого нормативно-правового акта через определение его соответствия необходимости, целесообразности, уровню и возможности удовлетворения национальных интересов. Хаотичность, бессистемность, а иногда, иррациональность принятия нормативно-правовых актов, является результатом недостаточного осознания важности применения указанной методологии и системного подхода в исследовании сложных явлений, одним из которых является национальная безопасность.

Для решения указанных проблем в построении системы НБУ, во-первых, необходимы:

·    процедура законодательной деятельности, четко регламентированная, находящая своё отображение в ЗУ «О законах и законодательной деятельности в Украине», и способствующая упорядочению процесса законотворчества;

·    плановость, основанная на деятельности законодательных органов согласно заранее разработанным программам, базовой из которых является «Государственная программа развития законодательства Украины»;

·    организация и координация законодательной деятельности, заключающаяся в синхронизации принятия НПА относительно обеспечения национальной безопасности с другими. Базовой, после Конституции, должна быть «Концепция национальной безопасности Украины», затем, Доктрины национальной безопасности жизненно важных сфер общества, Законы Украины «Об основах национальной безопасности Украины»,  «О негосударственном обеспечении национальной безопасности Украины» и т.д.

Итак, обеспечение национальной безопасности и реализация национальных интересов Украины является одним из основных методов в методологии построения правовой системы Украины, становления  её как независимого и суверенного государства.  Этот метод является связующим, системообразующим, элементом в создании, во-первых, нормативно-правового обеспечения функционирования собственно системы национальной безопасности. Суть этого процесса состоит в том, что сначала происходит реструктуризация на составные элементы общественных отношений, нуждающихся в урегулировании, а затем из разрозненных компонентов, с помощью особых инструментов, методов, создаётся упорядоченная иерархия правовой системы. Это совершается так же, как и в начале творения – в созидании из хаоса порядка: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Иоан.1:1-3).

 

Это исследование весьма скромно, но и огромные океаны состоят из таких вот маленьких капель, собранных Богом воедино, для Ему ведомых целей, открываемых Его Божественным Провидением.  

 


[1] ЗУ "Про основи національної безпеки України" 964-IV 2003.06.19 Відомості Верховної Ради України, 2003, N  39 (26.09.2003), ст.  351

[2] Батюк В. Эволюция концепций международной и национальной безопасности. //Наблюдатель. - 1996. - №25. - С.2-13.

[3] Белов П. Какой должна быть концепция национальной безопасности // Обозреватель.– 2000.– № 1.– С. 8 –10.

[4] Данільян О.Г., Дзьобань О.П., Панов М.І. Національна безпека України: структура та напрямки реалізації: Навчальний посібник.– Х.: Фоліо, 2002.–

285 с.

[5] Исакович С.В. Международно-правовые гарантии безопасности Украины. // Суверенитет Украины и международное право. /В.Н.Денісов, В.И.Євінтов и др. - К.: Манускріпт, 1995. - С.59-79.

[6] Картавцев В. К вопросу развития и функционирование системы обеспечения национальной безопасности Украины. // Право Украины. - 1998. - №2. - С. 14-16.

 Картавцев В.С. Концепция национальной безопасности Украины (проблемы подготовки и основные положения). // Вестник Академии правовых наук Украины.  - 1995. - Вип. 4. - С.25-34.

[7] Костенко Г.Ф. Теоретичні аспекти стратегії національної безпеки. Навчальний посібник.– К. : ЗАТ Видавничий дім „ДЕМІД”, 2002.– 144 с.

[8]Ліпкан В.А. Национальная безопасность Украины: нормативно-правовые аспекты обеспечения. - К.: Текст, 2003. - 180 с.

Ліпкан В.А. Теоретические основы и элементы национальной безопасности Украины. - К.: Текст, 2003. - 600 с.

[9] Нижник Н.Р., Ситник Г.П., Білоус В.Т. Національна безпека України (ме$тодологічні аспекти, стан і тенденції розвитку): Навч. посіб. для вищих

навч. закладів. К.: Преса України, 2000. 304 с.

[10] Панов М., Тихий В. Безопасность как фундаментальная категория в методологии правоведения (к постановке проблемы). //Вестник Академии правовых наук Украины. - 2000. - №3. - С.11.

[11] Скакунов Э.И. Международно-правовые гарантии безопасности государств. - Г.: Международные отношения, 1983. - 191 с.

[12] Собакин В.К. Равная безопасность: принцип равенства и одинаковой безопасности в современных международных отношениях. - Г., 1984. -     185 с.

[13]Панов М., Тихий В. Безпека як фундаментальна категорія в методології правознавства (до постановки проблеми). //Вісник Академії правових наук України. - 2000. - №3. - С.11.

[14] Шевченко В., Іваненко М. Концепція національних інтересів України. – К.: Слов’янський світ, 1996. – С. 7

[15] Ліпкан В.А. Національна безпека України. – Навчальний посібник. – Кондор. – 2006. – С. 227.

 

 

 

                 

Сайт создан в системе uCoz