ТИТУЛ СХЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦИТАТА ГОСТЕВАЯ

 

---
                     

 

… Итак отдавайте кесарево кесарю,

а Божие Богу. (Матф.22:21)

 

 

Государственная политика

в сфере религиозных правоотношений

 

Создание правовых, экономических и социальных основ демократического государства является неотъемлемым условием дальнейшего строительства государственности Украины, развития политической системы, усовершенствования государственного участия в экономике, социальной направленности государственной деятельности и развития духовно-религиозной сферы. Национальные интересы Украины в духовно-религиозной сфере представляют собой состояние отношений между государством и религиозными организациями, которое бы обеспечивало их безопасную жизнедеятельность и гармоничное, поступательное развитие. Формирование, правовое закрепление и практическое решение таких задач осуществляется политической системой и выражается во внутренней и внешней государственной политике. Следовательно, государственная политика в религиозной сфере это – деятельность политической системы в сфере религиозных отношений, по решению задач безопасной жизнедеятельности и гармоничного и поступательного развития общества.

В ст.1 ЗУ «О свободе совести и религиозных организациях» (далее Закон) определены задачи этого Закона:

гарантирование права на свободу совести гражданам Украины и осуществление этого права;

обеспечение согласно Конституции Украины, Декларации о государственном суверенитете Украины и норм международного права, признанных Украиной, социальной справедливости, равенства, защиты прав и законных интересов граждан независимо от отношения к религии;

определение обязанностей государства относительно религиозных организаций;

определение обязанностей религиозных организаций перед государством и обществом;

преодоление отрицательных последствий государственной политики относительно религии и церкви;

гарантирование благоприятных условий для развития общественной морали и гуманизма, гражданского согласия и сотрудничества людей независимо от их мировоззрения или вероисповедания.

            Как видим, одной из задач Закона является оптимизация государственной политики относительно религии и церкви. Необходимо, однако, отметить, существование почти полярных взглядов на актуальность и легитимность такой политики вообще.

Ряд авторов утверждают, что государственная политика относительно религий и религиозных организаций всегда сопровождается определенными симпатиями и антипатиями государства, властных групп относительно объединений верующих и, в конечном счете, приводит к вмешательству государства в дела религиозных организаций. По их мнению, это значит, что вероисповедная политика по своей сути, по меньшей мере, не содействует реализации свободы вероисповедания и возникают сомнения в корректности самой постановки вопроса применения указанной политики в плане гарантий свободы вероисповедания и реализации конституционно-правовых принципов в этой сфере правоотношений. С вступлением в силу международных соглашений по правам человека, они призваны защищать это право, а государственная вероисповедная политика при этом теряет актуальность, и реализовываться должна свобода религии, а не установки государства в религиозной среде. Такой подход, дескать, снимает проблемы переоценки официального государственного отношения к той или иной религии вследствие изменения социальной сущности государства. Кроме того, в законах Украины “Об объединении граждан” и “О политических партиях в Украине” также не предусмотрено осуществление любой политики государства относительно таких объединений. Поэтому взаимоотношения  светского демократического правового государства с религиозными организациями должны строиться на общих с другими объединениями граждан основаниях.  Некоторые российские юристы обращали внимание на необходимость четкого размежевания полномочий правового контроля и функций посреднической связи между государством и религиозными организациями. Предлагалось определить статус этих структур более как консультативно-экспертных учреждений, чем органов государственной власти. Так, согласно ст.8 Закона РСФСР “О свободе вероисповеданий” от 25.10.1990 г. на территории России запрещалось учреждать исполнительные и распорядительные органы государственной власти и государственные должности, специально предназначенные для решения вопросов, связанных с реализацией права граждан на свободу вероисповедания.

Выводом из данных размышлений является следующее. Наличие полномочий органов государственной власти в формировании и осуществлении государственной политики относительно религиозных организаций несовместимо с: курсом Украины на построение правового и демократического государства, ее нейтралитетом в вопросах мировоззрения и вероисповедания, светским характером Украинского государства и его обязательствами гарантировать свободу вероисповедания. Соответственно, рекомендуется исключить полномочия по контролю над деятельностью религиозных организаций из законодательства Украины.

Очевидно, что при такой постановке вопроса, возникает проблема впадения в крайность одностороннего подхода в защите свободы мировоззрения и вероисповедания, когда эта свобода переходит в неконтролируемую вседозволенность, и при этом происходит нарушение прав других граждан, общественного порядка и национальной безопасности. Так же можно говорить о недостаточно корректном, в данном случае, представлении функций государства в религиозной сфере, в том числе, контролирующих. Поэтому необходимо не отказываться от государственной политики в сфере свободы мировоззрения и деятельности религиозных организаций, а прилагать усилия по выработке её оптимальной формы, которая могла бы стать основой гармоничных и плодотворных отношений в системе человек – религиозная организация – государство [1]. Такая политика должна включать в себя целеполагание, правовое обоснование и комплекс организационно-практических мероприятий[2]. Из ряда задач для достижения поставленной цели, основной для нашей сферы юриспруденции является нормативно-правовое обеспечение реализации права свободы мировоззрения и деятельности религиозных организаций.

Формы осуществления государственной религиозной политики.

 

Политика государства тесно связана с моралью, духовностью, религией, так как она является важным элементом определения общего интереса и воли большинства граждан, в той или иной степени, формирующихся религией [3]. Религия и право являются формами общественного сознания и вместе формируют социальные нормы, в соответствии с которыми строится система общественных отношений [4]. Религиозная идеология является также частью идеологии права, входящей в состав правовой системы государства. В свою очередь, религиозные организации подвергаются воздействию государственной политики, выражающей и реализующей интересы общества, в целом, и отдельного человека, в частности. Это происходит в результате, разных форм, деятельности органов публичной власти, определяемых «природой субъекта государственной власти и его компетенцией в сфере осуществления государственно-властных полномочий» [5]. Выделяется пять основных форм правовой деятельности органов государственной власти: правотворческая, правоприменительная, контрольно-надзорная, устанавливающая и интерпретационная [6]. Конечно, такая классификация условна, несколько искусственна и не всеми разделяется, но вполне приемлема в анализе государственной деятельности. Все её формы, в той или иной степени, присутствуют в государственно-религиозных отношениях. Рассмотрим основные из них.

Правотворчество - процесс создания, изменения, отмены правовых норм. Оно является заключительным уровнем процесса правообразования, начинающегося с потребности правового регулирования реально существующих общественных отношений, в частности, религиозных; продолжающегося в выяснении и определении этих потребностей и завершающегося воплощением в системе правовых норм. Правотворчество осуществляется двумя социальными институтами: государством и гражданским обществом в лице его отдельных субъектов, в том числе, религиозными организациями. Частью правотворчества относительно сферы религиозных отношений является непосредственное законотворчество, осуществляемое высшими органами государства (Верховной Радой) и народом (референдум). Результатом законотворчества являются нормативно-правовые акты, в том числе, регулирующие государственно-религиозные отношения: Конституция Украины, ЗУ «О свободе совести и религиозных организациях» и др.

Подзаконная правотворческая деятельность осуществляется другими государственными органами в различной форме. Санкционированное правотворчество состоит в утверждении актов, принятых религиозными организациями, таких как уставы. Совместное правотворчество – в принятии нормативных соглашений государственных органов и религиозных организаций. Например, договор о сотрудничестве Министерства по чрезвычайным ситуациям и УПЦ. Делегированное правотворчество заключается в создании нормативных или индивидуальных правовых актов уполномоченными на то органами религиозных организаций со статусом юридического лица.

Правоприменение – деятельность, с помощью которой обеспечивается бесперебойность процесса реализации нормативно-правовых предписаний путём наделения одних участников правоотношений субъективными правами, других – соответствующими  юридическими обязанностями, а также рассмотрения вопросов споров и правонарушений и привлечения виновных к ответственности. В сфере отношений с участием религиозных организаций она осуществляется в случаях: регистрации религиозной организации, вынесения  решения по любым спорам, государственного принуждения, осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности органов государства и местного самоуправления, совершения действий в пользу конкретного гражданина и т.п. 

Основным методом и, в то же время, режимом деятельности органов государственной власти является законность, выражающаяся в последовательном законотворчестве и воплощении его в жизнь. Она обеспечивается дисциплиной, как формой общественной связи, свидетельствующей о признании и выполнении человеком согласованных правил, норм, процедур поведения, общения, ведения определенных дел [7]. Сущность обеспечения дисциплины и, соответственно, законности заключается в создании механизмов контроля, позволяющего отследить управленческие решения и действия под углом их соответствия законам и другим НПА.

Контроль в госуправлении является одной из важнейших функций, заключающейся в:

- сравнении фактического состояния в отрасли с требуемым;

- выявлении недочетов в работе и их предупреждении;

- оценке соответствия функций управления поставленным задачам.

Субъектами контроля в госуправлении являются органы государственной власти, общественные организации, в том числе, религиозные, их структурные подразделения, отдельные граждане. Согласно этому, вся система контроля состоит из двух частей: государственного и негосударственного контроля. Систему государственного контроля можно разделить соответственно ветвей власти на: конституционный, парламентский, судебный и контроль органами исполнительной власти. Парламентский контроль осуществляется Верховной Радой Украины. Его инструментами является: депутатский запрос, работа уполномоченного Верховной Рады по правам человека, Счетная палата, контроль госбюджета и деятельности Кабинета Министров. Конституционный суд выполняет задание гарантирования верховенства Конституции как основного Закона на всей территории Украины. Судебный контроль осуществляется судами общей и специальной юрисдикции. В соответствии с ст. 16 Закона суды общей юрисдикции принимают решение относительно прекращения деятельности религиозных организаций в случае нарушения ими законодательства Украины. Его цель – обеспечение  защиты предусмотренных Конституцией прав и свобод человека относительно всех правоотношений, возникающих в нашем государстве.

Контроль также в разной степени осуществляют все органы исполнительной власти. Для одних он является основной деятельностью, для других – элементом при выполнении основной функции. Различают внутри- и вневедомственный контроль. Его целью является обеспечение законности функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, и др. Объектами контроля являются разного рода ресурсы, деятельность и управленческие решения.

Внутренний контроль осуществляется за деятельностью должностных лиц и органов, находящихся в административном подчинении государства, в соответствии с нормами административного права. В религиозных организациях внутренний контроль осуществляется  в соответствии с нормами корпоративного права, закреплёнными в уставе и не противоречащими законодательству Украины. Внутренний контроль является существенным, но недостаточным для полной эффективности, так как возлагается на тех, кто принимает управленческие решения, и всегда дополняется внешним контролем, производящимся уполномоченными на то органами и их подсистемами к неподчинённым объектам и, в основном, относительно одной из сторон их деятельности. Внешний контроль осуществляют различные организации, такие как: пожарная инспекция, СЭС, КРУ, ГНАУ... В религиозной сфере – это Государственный комитет Украины по делам национальностей и религий, осуществляющий свои полномочия непосредственно или через подчиненные ему структурные подразделения госадминистраций, а также местные Советы народных депутатов и их исполнительные комитеты.

Особое место в системе контроля занимает прокуратура, осуществляющая контрольно-надзорные функции от имени государства за всеми субъектами правоприменения, в том числе, в сфере религии.

С развитием демократизации общества, увеличивается роль общественного контроля, который осуществляется объединениями граждан или самими гражданами, и представляет собой форму реализации демократии и способ привлечения граждан к управлению обществом и государством, с целью повышения эффективности этого управления.

 

Организационно-правовое обеспечение реализации государственной политики в сфере религиозных отношений.

 

Правовые основы религиозной политики государства сформулированы в ч.1 ст.35 Конституции Украины, где закрепляется право каждого человека на свободу мировоззрения и вероисповедания. Это право включает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, проводить религиозную деятельность. В соответствии со ст.30 Закона обеспечение осуществления государственной политики относительно религии и религиозных организаций возлагается на государственный орган Украины по делам религий.

Начало существования этого органа относится к временам советского  периода. В результате объединения Совета по делам Русской Православной Церкви и Совета по делам религиозных культов, которые были образованы, соответственно, в 1943 и 1944 гг., в  декабре 1965 г. в системе органов власти и управления советского государства был создан новый государственный орган Совет по делам религий при Совете Министров СССР. В структуре органов советского государства он подчинялся Совету Министров СССР, но выполнял указания, поступавшие от идеологического отдела ЦК КПСС, осуществляя свою деятельность в контакте с КГБ СССР, а именно с управлением, занимавшимся борьбой с идеологическими диверсиями. Вначале работа Совета проводилась по принципу «совершенно секретно», но с конца 60-х годов руководство Совета предложило ЦК КПСС придать открытый характер основным документам, регулирующим положение церкви в обществе с целью информирования должностных лиц местных органов власти, духовенства и верующих о содержании этих документов, о задачах и функциях Совета. Таким путём оптимизировались отношения между органами власти и верующими.

В полномочия Совета входило: право принимать решения о регистрации и снятии с регистрации религиозных объединений; открытие и закрытие молитвенных зданий и домов; право осуществлять контроль за соблюдением законодательства о культах. Совет проверял деятельность религиозных организаций, служителей культов, государственных органов, должностных лиц в части соблюдения ими законодательства. В соответствии с п. 4 Положения о религиозных объединениях 1976 г. Совет по делам религий УССР, его уполномоченные, а  также исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов осуществляли контроль над деятельностью объединений верующих. Задачами такого контроля являлись: борьба научного материалистического мировоззрения с религиозной идеологией; изучение специфики религиозной идеологии, особенностей религиозных организаций; укрепление социалистической законности и правопорядка, охраны прав и законных интересов советских граждан.

Данный орган давал обязательные предписания об устранении нарушений, ставил вопрос о привлечении лиц, виновных в нарушении законодательства, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, предоставлял разъяснения по вопросам применения законодательства о культах. Совет осуществлял наблюдение за процессом воспроизводства кадров духовенства и принимал меры по упорядочению приема в духовные семинарии и посвящения в сан прихожан. В отборе кандидатов участвовала не только комиссия семинарии, но и уполномоченные Совета. Деятельность Совета по делам религий в 1965–1985 гг. была нацелена не столько на вытеснение религии из общественной жизни социалистического государства, сколько на сдерживание распространения религиозных воззрений и укрепления позиций РПЦ, особенно в конце указанного периода. Совет осуществлял контроль деятельности церквей, монастырей, служителей культа, религиозных объединений верующих. Совет был центром информационно-аналитической и прогностической работы по изучению современных вероисповеданий и уровня религиозности общества. Осуществлялись Советом также информационно-консультативные, правозащитные функции.

После распада СССР во вновь образованных государствах были реформированы органы, выполняющие контроль соблюдения законодательства о свободе совести и религиозных организациях. Например, Литва отказалась от указанного контроля, Латвия осуществляет надзор и контроль за соответствием деятельности религиозных организаций законодательным актам в целом. Исходя из ч.8 ст.11 закона Республики Узбекистан “О свободе совести и религиозных организациях” органы, которые осуществляют регистрацию уставов (положений) объединений верующих, проверяют соответствие их деятельности таким уставам [8]. В Российской Федерации в настоящее время при Президенте функционирует Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, организационное обеспечение деятельности которого возложено на отдел по взаимодействию с религиозными объединениями Администрации Президента Российской Федерации. При правительстве России существует Комиссия по вопросам религиозных объединений, а в аппарате правительства - Департамент по связям с Федеральным Собранием, общественными организациями и религиозными объединениями. Прокуратура осуществляет надзор за выполнением законодательства в целом. В соответствии с ст. 25 Закона Российской Федерации “О свободе совести и о религиозных объединениях” органы, которые приняли решение о государственной регистрации религиозной организации, осуществляют контроль за соблюдением такой группой своего устава относительно целей и порядка ее деятельности.

На Украине, в соответствии со ст.30 Закона Государственный орган по делам религий образовывается Кабинетом Министров. Ныне действующий Государственный комитет Украины по делам национальностей и религий образован в соответствии с Постановлением КМ от 26.11.2006 г. № 1575. Это центральный орган исполнительной власти, относящийся к группе государственных комитетов, деятельность которых направляет и координирует Премьер-министр Украины через Вице-премьер-министра.

 

Правоприменительная деятельность.

Госкомнацрелигий,  для выполнения возложенных на него задач, наделен специфическими присущими лишь ему функциями и полномочиями в отношениях с объединениями верующих. Эти полномочия закреплены в Положении о Государственном комитете Украины по делам национальностей и религий [9]. Для определённости в механизмах, методах и формах реализации религиозной политики, а также законности и стабильности в сфере религиозных правоотношений, очевидно, что необходимо четкое определение и закрепление в Законе таких полномочий и процедуры их выполнения органами государственной власти в отношениях с объединениями верующих.

Властные правоприменительные полномочия в отношениях с религиозными организациями также предоставлены местным Советам народных депутатов и их исполнительным комитетам. В соответствии с ч. 5 ст. 21 Закона местные государственные администрации, исполнительные комитеты сельских, поселковых, городских советов предоставляют объединениям верующих разрешение на проведение публичных богослужений, религиозных обрядов, церемоний и процессий.

В соответствии с Законом, полномочия по регистрации уставов (положений) религиозных организаций распределены между органами государственной власти. Согласно ч.1 и ч.2 ст.14 Закона, устав (положение) религиозных центров, управлений, монастырей, религиозных братств, миссий и духовных учебных заведений регистрируется Госкомнацрелигий. Уставы религиозных общин регистрируются областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями, в Автономной Республике Крым - Советом министров Автономии. Согласно ч.6 ст.14 Закона в таком же порядке подлежат регистрации изменения и дополнения к уставам религиозных организаций. Процедура регистрации уставов является важным и принципиальным аспектом отношений религиозных организаций и государства, поскольку её содержание определяет степень возможного ограничения задекларированной свободы вероисповедания. В настоящее время на Украине нет единодушного мнения по этому поводу и уже продолжительное время ведутся дискуссии. Этот вопрос является объектом повышенного внимания мировых, в частности, европейских, экспертов по правам человека, правозащитных организаций, а также органов, осуществляющих правоохранительные функции, кроме защиты прав и свобод человека, обеспечивающих правопорядок и законность, охраняющих права и законные интересы государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, ведущими борьбу с преступлениями и иными правонарушениями.

Религиоведческая экспертиза предусматривается в п. 8 ст.30 Закона, а также п. 4.15, п.11 Положения. Однако в законодательстве Украины отсутствуют её основания,  не определены процедура и формы реализации этого полномочия, что является нарушением требований к правовому регулированию отношений государства и религиозных организаций. Ряд авторов считает, что религиоведческая экспертиза как основание приобретения объединениями верующих статуса религиозной организации недопустима, а должна осуществляться лишь правовая экспертиза, которая проверяет соответствие законодательству представленных на регистрацию документов. Необходимо только установить порядок (задачи, основания и т.п.) проведения такой правовой экспертизы. Однако нужно учитывать, что такой подход может способствовать увеличению правонарушений как со стороны религиозных организаций, скрывающих своё истинное (зачастую деструктивное) учение, так и организаций, зарегистрированных со статусом нерелигиозных, но занимающихся религиозной деятельностью. Поэтому можно уверенно говорить о целесообразности использования религиоведческой экспертизы, как основания приобретения религиозной организацией статуса юридического лица.

С целью восполнения недостаточности исследования только уставных документов, в ряде стран существует практика по введению временного и количественного ценза в предоставлении религиозной организации статуса юридического лица. Интересным в этом плане видится опыт государственно-церковных отношений Германии, Италии, Испании, Литвы, Греции, Болгарии, России. Например, литовское законодательство вводит временной ценз для предоставления особого статуса религиозным организациям, а Германия - количественный.

Контрольная деятельность.

В соответствии с Законом, Держкомнацрелигий формально не осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства о свободе совести и религиозных организациях, а обеспечивает проведение государственной политики в этой сфере. В ст. 29 Закона такое полномочие закреплено лишь за местными советами и их исполнительными комитетами, а также за прокурором, инициировать по своему заявлению рассмотрение дела о прекращении деятельности этого объединения верующих в судебном порядке в случае нарушения им законодательства Украины. С другой стороны, фактически контролирует соблюдение законодательства о свободе совести и религиозных организациях и Госкомнацрелигий. Так как в соответствии с п. 4.16. Положения,  Госкомнацрелигий ведет учет (реестр) религиозных организаций… бывших культовых зданий, сооружений и другого имущества, которые используются не по назначению. А в соответствии с п. 4.23. Положения подает в установленном порядке предложения относительно остановки действия или отмене актов центральных органов исполнительной власти, местных Госадминистраций, решений, принятых органами местного самоуправления. Кроме того, Госкомнацрелигий  обобщает и анализирует состояние соблюдения указанного законодательства, публикует в своих отчетах соответствующую статистику. Всё это представляет собой контрольную составляющую в деятельности Держкомнацрелигий. В этом аспекте следует положительно оценить практику министерства юстиции Российской Федерации, которое разработало и внедрило Методические рекомендации по осуществлению органами юстиции контрольных функций относительно религиозных организаций, определив задачи и предмет такого контроля, его организацию, мероприятия, которые проводятся по результатам проверки соблюдения законодательства [10].

На деятельность объединений граждан, не относящихся к религиозным, действие ЗУ «О свободе совести и религиозных организациях» не распространяется. Так, согласно ч.2 и ч.3 ст.25 Закона Украины “Об объединении граждан” органы, которые проводят легализацию объединений граждан, осуществляют контроль за соблюдением ими положений устава, а надзор за выполнением и соблюдением законности этими объединениями осуществляют органы прокуратуры. Иначе регулируется этот вопрос Законом Украины “О политических партиях в Украине”. Согласно п.1 ч.1 ст.18 этого Закона Министерство юстиции Украины, которое регистрирует политические партии (ч.1 ст.11 Закона), осуществляет контроль за соблюдением политической партией не только требований своего устава, но и Конституции и законов Украины.

Необходимо отметить, что важно не только соблюдение законодательства о свободе совести и религиозных организациях, а в целом законности в отношениях государства и групп верующих. Осуществляется это на основании действующего законодательства, в том числе, и вне специальных органов государственной власти. В частности, исходя из пп.1, 3, 4, 6, 7 ст.16 ЗУ “О местных государственных администрациях” деятельность объединений верующих и их предприятий уже является предметом контроля местных органов исполнительной власти соответственно за сохранением и рациональным использованием государственного имущества и земель, охраной памятников истории и культуры, сохранением жилищного фонда, соблюдением санитарных и ветеринарных правил, собиранием, утилизацией и захоронением промышленных, бытовых и других отходов, соблюдением правил благоустройства, архитектурно-строительных норм, правил и стандартов. Кроме того, как вытекает со ст.1 ЗУ “О прокуратуре”, соблюдение законодательства Украины, в частности, в отношениях государства и религиозных организаций, охватывается прокурорским надзором. В соответствии с ст.5 и ст. 6 ЗУ “Об образовании” государственные органы управления образованием контролируют соблюдение в государственных и коммунальных учебных заведениях принципов светского характера образования, ее независимости от политических партий, общественных и религиозных организаций.

 

Обобщая, можно отметить, что государство и религиозные организации оказывают взаимное влияние. С одной стороны, религиозная идеология составляет часть идеологии правовой системы государства, с другой стороны, государство создаёт определённые условия деятельности религиозных организаций. Качество их взаимодействия призвано обеспечить защиту национальных интересов Украины, через формирование гармоничных и плодотворных отношений в системе: человек – религиозная организация – государство – общество. Одним из ключевых инструментов достижения поставленной цели, со стороны государства, является его политика в сфере религиозных отношений.

Все формы правовой деятельности государства содержат определённый, относящийся к религиозным правоотношениям компонент, который состоит из правового обеспечения, механизмов его реализации и комплекса организационно-практических мероприятий. Субъектами, осуществляющими контроль за соблюдением законности в отношениях государства и объединений верующих, а также в других общественных отношениях в сфере свободы вероисповедания являются: специальный орган государственной власти Дежкомнацрелигий, а так же органы, для которых эти полномочия - одно из направлений их деятельности: местные Советы и их исполнительные комитеты, государственные администрации, прокуратура и другие…

При том что в настоящее время предлагаются разные модели оптимизации государственной религиозной политики, в том числе, и в осуществлении контроля за соблюдением законности в религиозных отношениях, в любом случае, эти вопросы нуждаются в дальнейшей разработке и совершенствовании. Необходимо четкое определение цели, оснований, форм и механизмов осуществления этой политики, с последующим их закреплением в законодательстве.

 


[1] Створення концептуальних засад державної політики стосовно церкви та релігійних організацій в Україні потреба часу // Національна Безпека і оборона. – 2004. –  № 3 (51). – Ст. 2.

[2] Шахов М. Концептуальные проблемы формирования государственной вероисповедной политики // Религия и право. – 2001. - №1. – С. 4.

[3] Державне управління: Навч. посіб. / А.Ф.Мельник, О.Ю. Оболенський, А.Ю. Васіна, Л.Ю. Гордієнко; За ред.. А.Ф. Мельник. – К.: Знання-Прес, 2003. – С. 67.

[4] Релігієзнавство. Барабаш О.В., Качурові С.В., Титов В.Д. – Х.: ФОП Чмженко С.Ю., 2007. – С. 23.

[5] Общая теория права и государства: Учебник  / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 1994. – С. 285.

[6] Журавський В.С., Серьогін В.О., Ярмиш О.Н. Державне будівництво та місцеве самоврядування в Україні: Підручник . – К.: Концерн «Видавничий Дім «Ін Юре», 2004. – С. 66.

[7] Державне управління: Навч. посіб. / А.Ф.Мельник, О.Ю. Оболенський, А.Ю. Васіна, Л.Ю. Гордієнко; За ред.. А.Ф. Мельник. – К.: Знання-Прес, 2003. – С. 128.

[8] Религия  и  закон.  Конституционно-правовые  основы  свободы  совести,  вероисповедания  и  деятельности  религиозных  организаций:  Сб.  правовых  актов  с  коммент.  Ин-т  религии  и  права;  Сост.  и  авт.  коммент.  Протопопов  А.О.  -  М.:  Паллада:  Ново-Косино,  1996.  –  112  с.

[9] Постановление КМ «Об утверждении Положения о Государственном комитете Украины по делам национальностей и религий» от 14 февраля 2007 г.  № 201 

[10] Методические рекомендации по осуществлению органами юстиции контрольных функций в отношении религиозных организаций: Письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 24.12.97 //Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации - 1998. - № 7. – С.25 – 32.

 

        

 
 

Сайт создан в системе uCoz