К свободе и победе или притча о блудном сыне по тексту Евангелия Луки 15:11-32
Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение. (Лук.15:11,12) Наследство обретается только после смерти его владельца. Значит, потребовав свою часть богатства, младший сын как бы сказал отцу: «Ты умер для меня и ничего уже не значишь». Это было страшным оскорблением для родителей. В то время в римском праве существовал институт эмансипации (манус – рука), то есть освобождения сына из-под властной руки отца – домовладыки, что требовалось в случае, например, избрания его на руководящую должность в органы государственной власти. Но при этом эмансипированному сыну не выделялось никакое имущество. Кроме того что отец стерпел оскорбление, так он еще пошел на нарушение закона, за что мог быть наказан своими односельчанами, свято чтившими порядок. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. (Лук.15:13) Его отец не был тем, кто не уважает закон и порядок. Имея больше хозяйство, он эффективно управлял им. Это как раз и смущало молодого отпрыска. Имея свою часть наследства, ему хотелось распорядиться ею по своему усмотрению, в свободе от традиций и закона, от хозяйственного порядка, который единственно ведет к успеху, плодотворности и процветанию. Но, находясь в доме отца, он не мог реализовать свои «новаторские планы» и провести хозяйственные «прогрессивные эксперименты». На революцию дома у него не хватало сил и поэтому он ушел осваивать новые территории. Вернёмся все же к основному вопросу: - Почему отец позволил всё это, хотя вполне мог воспрепятствовать такому повороту дел? Ответ начинается с понимания сущности любви. Любовь Божья и Отцовская. Что это значит? Как не… в высшей степени уважение к личности, даже ребёнка, желание сделать его не бессмысленным существом, безропотно подчиняющимся приказам или животным инстинктам, а думающим, умеющим делать осознанные поступки, предвидеть их последствия и самостоятельно нести ответственность за их результаты. Так поступил однажды Господь Бог с первым человеком. И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. (Быт.2:15-17) Творец всего не обнёс древо познания добра и зла непреодолимым забором, а заповедал Адаму не вкушать плода его и хранить его. Также и мудрый отец не наказал взбунтовавшегося младшего, но уже достигшего совершеннолетия, сына, оскорбляющего его требованием наследства у живого, как после умершего. Он умалил своё всемогущество, чтобы возвеличить важнейшее – ЛЮБОВЬ, и в этом обрёл еще большую силу. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться… (Лук.15:14) Распутная, беспорядочная жизнь бесплодна по определению. Она похожа на раковую опухоль в теле человека, разрастающуюся за счет здорового организма и уничтожающую его своей бесполезностью, истощая его ресурсы и не давая существовать нормально, по правилам, установленным Творцом и заложенным в генах. Если к такому больному организму не прикоснётся рука врача, то он в конце концов превратится в сплошную гнойную массу. Так происходит и в обществе, забывающем святость и незыблемость законов, установленных для человеческих отношений их Творцом. Нищета духовная, пренебрежение Богом и Его правдой, заповедями, законом, после истощения ресурса, заработанного отцами, всегда заканчивается нищетой разума и тела, семьи, государства и всего общества. За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона. (Мал.2:9) Люди могут выдумывать страшилки, чтобы добиваться от других удовлетворения своих вожделений. Только Господь не выдумщик, а Творец всего, источник всякой мудрости и ведения. Как Он сказал, в Своём предвидении, так оно и будет. Так случилось с блудным сыном, так может произойти и с каждым, отвергающим Бога и Его правду. … И пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. (Лук.15:15,16) Любовь падшего мира. Что это? Как не... в высшей степени эгоизм, стремящийся к собственным удовольствиям за счет ближнего, которого таким образом «любят». Но восторг мудростью, красотой, предприимчивостью, добротой, особенной щедростью… прекращается вместе с истощающимися богатствами «кумира». Поросят еще только откармливали рожками, чтобы потом употребить в пищу, а «юную звезду» уже использовали сполна. Людей там, к счастью, не ели, поэтому и к свиному корыту «блудного сына» уже не допускали. Он мог питаться только тем, что находил вместе с свиньями на пастбище. Произнося или слыша особенное в нашей жизни слово – ЛЮБОВЬ, как не перепутать благодатную любовь Божью с рожками мирского себялюбия, откармливающего себе того, кого еще можно как-то употреблять "в пищу"? - Очень просто, нужно только смотреть не на красивые обертки сверкающей и манящей витрины греха, а немного глубже, на отвратительную суть его фальши, беззакония и грядущего проклятия. И не у имиджмейкеров брать уроки натянутых улыбок, а научиться радоваться и любить у совершеннейшего педагога – Христа Спасителя? Чтобы ребёнок не вылил на себя чайник кипятка, мудрые и любящие родители позволяют ему прикоснуться к этому горячему сосуду, показывая, как это будет больно, если небрежно относиться к нему. Позволив случиться малой беде и немного пострадав вместе с "несчастным" ребёнком, таким способом его научают правильному поведению, поведению по правилам, по закону, чтобы предотвратить большую беду и не вкусить настоящего горя, и не лить потом слёзы долгие годы, если не всю жизнь, обвиняя в проблемах кого угодно, только не себя. Так делают, чтобы продемонстрировать цель закона – сохранность от разрухи и смысл его соблюдения – достижение настоящей безопасности и успеха. Так ребёнок учится соблюдению правил, по личному убеждению, всегда хранимому в своём сердце, а не по чьим-то приказам, «мешающим» реализовать подаренную Богом свободу. Хотя не редкость и действительное покушение на свободу. Но в том и мудрость, чтобы научиться отличать свободу от вседозволенности. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. (Лук.15:17-19) Это был поворотный первый верный шаг к пониманию свободы и правил пользования ею. К сожалению, не редки случаи, когда родительский дом не является тем местом, куда хотелось бы возвращаться. Не так было у отца «блудного сына». Порядок, справедливые законы, поддерживаемые силой любви и мудрости домовладыки, приносили достаток в хозяйство, а любовь не к этому достатку, а к сыну, ради зрелости которого отец-то и пожертвовал частью своего имения, влекла сердце мятежника домой. Теперь он убедился, что порядок в доме - не продукт прихотей отца, а отражение правды Божьей, наполняющей их семью Божьими благословениями. Горечь осознания своего омерзительного положения, не столько свинарника, сколько коварства и вероломства, греховных внутренних собственных нечистот, сладковато, как это бывает, подташнивала, сжимала грудь и поворачивала его полный слёз взгляд домой, но теперь уже в раскаянии и смирении. Позади оставались все «прелести» вседозволенности, надменности и беспечности. Теперь он знал, куда нужно идти, да и выбора другого не было. Впереди лежала дорога в отчий дом. Встал и пошел к отцу своему… (Лук.15:20) А что же отец? Наверняка, каждый из нас хотя бы один раз испытывал чувство долгого ожидания. Залаял пёс во дворе – и глаза уже в окошке, не долгожданный ли гость явился? ... Нет, просто пробежал кот. Громыхнул где-то на первом этаже лифт – и слух со всем естеством уже у двери… ... Звонок!!! ... Но к соседям. Так и в той далекой степи. Утром ли, выходя на работу, в жаркий ли полдень, после сытного обеда, или когда по небосводу уже рассыпались звёзды, всякий раз взгляд отца устремлялся туда, где в дали пыльной дороги, однажды, скрылся его сын. Ушел туда, где царствует зло и обман, где долг и честь ценятся как ничто, где если и сострадают и любят то больше себя, откуда в живых возвращаются не часто. Может быть проходили дни, месяцы и годы, а дорога была пуста. Лишь изредка могло мелькнуть перекати поле или проносилась стая сайгаков… И только однажды, после уже ставшего привычным взгляда на край горизонта, что-то вдруг ёкнуло в груди, старческие дальнозоркие глаза прикипели к небольшой точечке, превращавшейся на извилинах дороги в знакомый силуэт… и через мгновение ноги уже сами неслись по утоптанной земле. … И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. (Лук.15:20) В памяти промелькнули бессонные ночи у детской кроватки, сбитые в кровь колени ребёнка, радость видеть окрепшую стать взрослеющего юноши, затем боль расставания… И вот, счастье снова обнимать родную кровинку. «Прости отец согрешил я против неба и пред тобою…», - шептали дрожавшие потрескавшиеся губы. Худоба, благоухание «ароматов» совместного пребывания в коллективе поросят, потёки грязного пота. Язвы неухоженного тела и аппликации не розовых лепестков, а экскременты его полевых сотоварищей, взбитая копна какой-то растительности на голове, уже обжитой насекомыми. Всё это может смутить и оттолкнуть кого угодно, только не счастливого отца, обнимавшего и целовавшего вернувшегося сына. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. (Лук.15:21) Первое, что понял сын – Божественное происхождение порядка, правил, закона, и что нарушение всего этого – грех, во-первых, перед Господом неба и земли. Второе, - что он совершил по отношению к отцу скверный предосудительный проступок непослушания и неуважения. Третье, - что у него уже нет никаких сыновьих прав, не говоря уже о каких-то претензиях. Это небольшая поучительная для нас история о том, как воспитывать детей свободными от греха, как ждать, как возвращаться и как встречать данных Господом близких и любимых. Но это история не только о взаимоотношениях между людьми, это еще и иллюстрация того, как Великий Бог принимает своих заблудших детей, живущих вдалеке от Того, Кто любит и ждёт по настоящему, откуда до сих пор звучат слова Христа Спасителя: … Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Лук.13:34) И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих… (Лук.19:41,42) А что обо мне? Радуется Господь, обнимая, или до сих пор плачет, ожидая из далёких странствий? Одно можно сказать точно – Творец и Отец наш Небесный любит и принимает каждого из нас, как своего ребёнка. Его взор всегда в ту сторону, где всё еще бродит своими путями Его блудное дитя. Отец ждёт. Мы же, когда идём к Богу как к Царю, «с повинной», то оказываемся в объятиях Отца, дождавшегося своих заблудших некогда детей. Если наоборот, приходим с претензиями сына или проходим мимо, вообще не обращая внимания, то это значит, что еще не все таланты и дары Отцовские мы растратили на пустое времяпрепровождение, не все силы пустили на ветер. Это значит, что нам еще только предстоит побывать у своего «корыта». Хорошая же новость во всём этом, что ещё есть время и шанс возвратиться. Говорят, лучше учиться на чужих ошибках, в реальности же выглядит так, что лучше… не повторять своих… и десять раз подряд.
В сердце же Отца Небесного всего одно желание, чтобы мы вернулись… … И начали веселиться. (Лук.15:22-24) Радость – это результат долгожданной встречи, достижение давно поставленной цели и конец трудного к ней пути. Радость всегда обманчива и быстротечна, сродни надменности и, безусловно, ведёт к падению, когда в ней нет Бога и нашего перед Ним смирения. Но она никогда не заканчивается и называется блаженством, если венчает встречу человека с его Творцом, Который помогает пронести это счастье единения через все препятствия и падения, трудности и скорби… и конечно же, через все победы нашего земного пути. Это блаженство единства с Богом, обретённое нами в нашей теперешней жизни, проведёт каждого из нас через все её испытания, земные радости и горести, чтобы однажды ввести в полноту неизреченной и неописуемой радости вечных небесных обителей. И нам предназначено не только самим вкушать это наслаждение хождения в Боге, но и указать путь истины всякому жаждущему и ищущему, возможно еще идущему в противоположном направлении. Мы призваны проповедать Евангелие спасения каждому, во имя Господа нашего Христа Спасителя. И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая. (Откр.21:1-8) Вечная радость небесных обителей начинается здесь и сейчас. Но, как мы уже заметили, рядом с нами два типа радости, вернее, радость истинная и совершенная и её заменитель. И нам нужно сделать правильный выбор. Потреблять суррогаты во влекущей взор и ласкающей амбиции упаковке или принять, с первого взгляда, невзрачную, но настоящую ценность. Рядом кроме Евангелия спасения всегда достаточно звучит голосов, и сладких, и властных, зовущих к «свободе» от традиций, порядка, закона, к «прогрессивным» экспериментам в отношениях с ближним и с Богом. Источник их нам не безызвестен, это тот, который однажды подумал, что быть Богом, значит делать всё, что придёт в голову. Ему захотелось поставить свой трон на одном уровне с Божьим. О нём устами Иезекииля говорит Господь: 15 Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. 16 От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. 17 От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор. 18 Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя. 19 Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки. (Иез.28:15-19) Это сатана, богопротивник, совращающий детей Божьих с путей истины и правды Божьей во вседозволенность беззакония и греха, ведущего к проклятию. У него достаточно последователей. … И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, 29 так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, 30 злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, 31 безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. 32 Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют. (Рим.1:28-32) Они могут даже называть себя пастырями Христовыми, однако растят народ не по красоте Христа, спасающего человека от власти греха и беззакония, а калечат, особенно молодые, еще неутверждённые души, по образцу своего собственного уродства, извращенного понимания свободы и благодати Божьей. Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. (Лук.15:1,2) Совместная трапеза в древности обозначала больше, чем просто приём пищи в одном месте разными людьми, она свидетельствовала об их уважении друг к другу, миролюбивых отношениях и устремлениях. Поэтому фарисеи удивлялись, как человек, называвший себя Сыном Божьим, может есть вместе с грешниками, людьми, противящимися Божьим повелениям. Будучи ревнителями закона, они уничижали тех, кто не был такими «совершенными», как они, забывая, что полнота совершенства в любви к ближнему и к Богу, инструментом проявления и достижения которой является закон. Для некоторых из них закон Божий был инструментом уничтожения людей, их чести, достоинства и самой жизни. Спаситель шёл к грешникам, чтобы принести им от Творца прощение за грех и вернуть их на пути правды. А когда кто-то спасался, то радовался об этом вместе со всеми небесами. Свидетельствуя об этом и объясняя многими притчами, как, например, о найденной овце: … Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. (Лук.15:3-7) О найденной драхме: Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся. (Лук.15:8-10) О радости при встрече блудного сына, возвратившегося домой, в послушание Отцу и Его закону. Лицемеры же, прикрывающие свою любовь к беззаконию, ненависть к людям и непослушание Богу маской фарисейства, также легко и расставались с ней, меняя её на лозунги «свободы во Христе», чтобы открыто идти в компанию грешников. Только не для того, чтобы нести туда чистоту и святость послушания Богу, как это делает Христос Спаситель, а чтобы уже открыто утолить жажду по зловонной жиже греховного болота. Делают это они весьма ненасытно и других активно приглашают разделить с ними их эту радость, в их «динамичном», а точнее, буйном и разнузданном, «служении», подобно безумной силе динамита, рушащего порядок церковного устройства и его благословения для детей Божьих. Им суд у Господа готов, но речь сейчас о нас, о нашем выборе и радости, которую мы ищем. Что вожделенно для нас? Безрассудно «радуясь» расходовать подаренные Творцом таланты, пренебрегая заповедями и порядком Божьим, и потом пожать разруху проклятия, или употребить всё, данное нам Господом по воле Его, правде и закону, на благо ближнего и во славу Божью, и так обрести Отцовские благословения и радость вечную? Господь ожидает нас такими, как мы есть сейчас, потому что улучшаться своими силами не получится ни у кого и никогда. Только Отец может простить наш грех и подарить чистоту и святость. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его… (Лук.15:22) Только у Отца есть для нас чистая и самая лучшая одежда, облачения праведности, которую Он дарует Своим возвращающимся детям. … Придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят. (Ис.1:16-20) Господь призывает нас к Себе на беседу, чтобы очистить от грязи грехов, спасти от неизбежной за них кары и даровать возможность наслаждаться благами земли. Вот это и есть радость совершенная и путь послушания Богу, на котором она обретается. Иисус же одет был в запятнанные одежды и стоял перед Ангелом, который отвечал и сказал стоявшим перед ним так: снимите с него запятнанные одежды. А ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя вину твою и облекаю тебя в одежды торжественные. (Зах.3:3,4) Так Ангел Господень переодевает ветхозаветного священника Иисуса, меняя его запятнанные грехом одежды на одежды торжественные, одежды чистоты и праведности, и восстанавливая в его священническом служении народу, вернувшемуся из вавилонского плена. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. (Гал.3:26,27)
Так и мы отдаём в покаянии свои запачканные грехом одежды проклятия на
крест Христу, облекаясь в подаренную Им чистоту праведности и
благословения, чтобы жить в радости и счастье служения Богу и людям.
А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку… (Лук.15:22) Перстень, подаренный Отцом вернувшемуся сыну, не просто украшение, это личная печать для скрепления торговых сделок. Этот дар свидетельствует о полученной от Отца власти, представлять Его в обществе и совершать от Его имени труд. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. (Быт.1:28) Однажды в истории Творец уже наделил Адама. А в его лице и всё человечество, властью над всем Своим творением. Но первый человек захотел более данного ему Богом, пожелав стать как Бог. В результате, он стал не как Бог, а как сатана, накануне также возомнивший о себе более, данного ему его Создателем. Он не достиг желанного, а потерял и то, что имел, а потом увлек ложью за собою и Адама, с аналогичным результатом. В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви - покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему". (Ис.14:11-14) Это о падшем ангеле, пожелавшего превознестись над окружающим его творением Божьим, но очутившегося в самой яме проклятия. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни. (Быт.3:23,24) А это уже об Адаме, то же самое и с тем же результатом, что и у его нового руководителя. … Как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. (Рим.3:10-12) Как видим, и о нас у Господа мнение не лучше. Но если мы не верны Богу, то Он всегда остаётся верен нам, прикасается к нам Духом Своим и Словом и всегда готов принять нас с покаянием, чтобы омыть очистить от греха и обличить властью: над своей жизнью, над теми местами в обществе, где мы должны употребить её по Божьим правилам, во имя и славу Христа Спасителя. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. (Иоан.1:12,13) Стать детьми Божьими, восстановленными Христом в сыновьих правах, - это первый шаг взросления, начинающегося с покаяния и духовного возрождения. Чтобы затем из желторотого с огромным клювом птенца, хорошо умеющего только просить и требовать, однажды возрасти в ответственного труженика, похожего на своего Создателя. Из Его рук получить власть творить Его волю в своей жизни, во всех её сферах. Взять её из рук Божьих не больше не меньше, но столько, чтобы ходить в присутствии и благословении Божьем сейчас и во всей вечности, достойно исполняя Его дело. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги… (Лук.15:22-24) Если перстень является инструментом власти, то обувь позволяет комфортно и легко передвигаться в процессе работы. И то и другое вернувшийся сын получил, потому что теперь отец был уверен в его послушании. Но чем же предстояло ему заниматься? Судя по максимально возможным полномочиям – ему предстояло быть «правой рукой» отца-домовладыки, чтобы приумножать и укреплять хозяйство, а тем самым и распространять добрую славу об отце, которая в бизнесе является одним из главных условий процветания. Что делать дальше, куда и как двигаться? Подобные размышления были и у апостолов, когда они находились рядом с воскресшим Иисусом Христом, учившим их о Царстве Божьем. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. (Деян.1:6-8) Из слов Христа вытекает, что сила происходит не от царствования, а от Духа Святого, наделяющего нас ею, чтобы мы имели власть и возможность идти и свидетельствовать о Спасителе, о Его качествах и намерениях относительно людей, проповедовать Евангелие Царства Божьего. Бог сотворил это Царство Словом Своим, по Своей воле и сейчас поддерживает в соответствии со Своим Законом, открывая людям высокие стандарты отношений в обществе, между собой, и со своим Творцом. Исполнить эти требования и достичь совершенства, эталона чистоты и святости, не удавалось еще никому, поэтому все достойны проклятия и смерти по своим делам. Но это не Евангелие Царства, это – Закон Царства, а Евангелие (Благая весть) Царства в том, что мы можем избежать этой кары по любви и милости Царя Бога-Вседержителя. Нужно только вернуться под Его власть «смирёнными сынами» и еще раз услышать заповедь, данную Творцом Адаму в подаренном ему Едемском саде. И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. (Быт.2:15) Возделывать – на латыни звучит как «культивировать», то есть упорядочивать, созидать культуру. Для нас это значит возделывать порядок в нашей жизни, внутри и вне нас, хранить его от возможных разрушителей, ведомых духами падшего мира. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться… (Лук.15:22-24) Отец, наделяя сына властью и ответственностью за исполнение возложенного на него труда, оснащает еще его и соответствующими необходимыми ресурсами. Откормленный телёнок – хорошее подкрепление, чтобы и повеселиться не на пустой желудок и затем, восстановив силы, идти и трудиться. Также происходит и в нашей жизни. Только как и на что мы тратим хлеб насущный, посылаемый нам Господом по нашим молитвам? Сына пригласил на пир отец, и нас зовёт Его мудрость. Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: "кто неразумен, обратись сюда!" И скудоумному она сказала: "идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума". Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого - пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай [наставление] мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание. Начало мудрости - страх Господень, и познание Святаго - разум; потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни. (Прит.9:1-11) Как это ни выглядит странно, но далеко не все откликаются на приглашение Господа, прийти к Нему и Его мудрости на пир. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся. (Лук.15:25-32) Подобные истории часто происходят и в нашей жизни. Бог видит сердце человека и может сразу определить произошли там перемены к лучшему или нет. Для окружающих людей же это закрыто. Грешник, покаявшись перед Богом, мгновенно получает у Него прощение и чистоту в отношениях с Ним, превращаясь из преследуемого Им преступника (грешника) в Его дитя, обогретое Отцовской любовью и защитой. Между прощенным человеком и Богом остаётся чистый лист, омытый Господом от длинного списка грехов и проклятия. Но перед окружающими нам еще много предстоит потрудиться, чтобы переписать «послужной лист», как бы висящий у нас на груди, и заслужить их доверие и уважение, которые можно потерять в одно мгновение, а восстанавливать приходится подчас всю жизнь. Размышляя так, мы смиряемся с недоверием к нам ближних, но, достигнув какого-то уровня совершенства, склонны превозноситься над теми, кто поступает не так верно, как следует в соответствии со Словом Божьим. Христос предупреждает нас и о такой крайности: Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Лук.18:9-14) В этих словах Христа открывается как бы программа минимум – не превозноситься над грешником, но быть намного выше его греха. Сам Спаситель пришел к нам участвовать не в наших греховных делах, а в нашей жизни, чтобы спасти нас от греха и следующего за ним проклятия. Этого как раз и не могли понять фарисеи. Да и чем же они тогда отличались бы от блудников по плоти, разуму и делам, если не внешним видом и демонстративным отделением от тех, которые делали то же, но открыто? О них Господь Говорил: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. (Матф.23:27,28) У Христа было всё наоборот – «ни вида, ни величия», но немеркнущее в веках сияние внутренней красоты, любви и заботы об окружающих Его и о нас с вами, которое можно видеть не только со страниц Священного Писания, но и рядом, в тех людях, сердца которых являются обителями Духа Христова, с которыми всегда тепло, если не отворачиваться к другим «источникам». Вернувшийся сын, это уже понял, он был рядом с Отцом, в его объятиях и за одним столом, вкушая самые лучшие угощения. Раздумывая над затронутой темой, пытаясь поставить себя на разные позиции в подобных ситуациях, каждый из нас может задать себе и о себе длинный ряд вопросов и, найдя на них Библейские ответы, станет лучше понимать пути Господа и тех, которые служат Ему, сможет достойно, счастливо и с победой пронести по жизни свой Крест и славу Божью. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся. (Лук.15:31,32)
Был мёртв и потерян. Для кого? Конечно для отца, для него же
и ожил, для него и нашелся. Но не сам по себе. Сыну хватило разума
только на то, чтобы не забыть дорогу домой, а всё остальное сделал отец:
воспитывал, отпускал, ждал и принимал. Всё это сделал с
великой
мудростью и получил сына, перенявшего её в свою жизнь. Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!" Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его... (Пс.90:1-4) |
|