|
Мудрость и простота
Утренняя проповедь. Донецкий Христианский университет. 27.09.2004. Калашников Ю.В. (Авторская редакция).
Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Мф.10:16.
Иисус Христос Великий Бог сошел с небес во плоти, умер и воскрес как человек, продемонстрировал Свою силу и власть как Бог. Власть над природой – утихомиривая бурю, власть над жизнью – исцеляя неизлечимые болезни, власть над смертью – воскрешая мёртвых, власть в духовном мире – изгоняя бесов. И вот, Он посылает своих учеников на проповедь о приближении Царства Небесного. Того Царства, где Властелином является Бог, свободного от всякой нечистоты и греха, которое вскоре из неприступного света станет ближе, чем само дыхание человека, переместившись Духом Святым в сердца всех, ответивших на Божью любовь и Его призыв к покаянию. Если это задание предназначалось двенадцати ученикам и ограничивалось Иудеей, то последнее, Великое поручение идти и научить все народы относится ко всем Его ученикам, на все времена, в том числе, и наши, и до окончания этого века в последний судный день. И приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Матф.28:18-20) Этот путь, указанный Христом, на который мы с вами однажды ступили, самый прекрасный, благодатный, единственно приносящий счастье и блаженство, которое не поддаётся описанию и сравнению с чем-то человеческим, лишенным Божественного присутствия. Но здесь христианина ожидают и немалые препятствия и трудности. Предупреждая об этом, Господь наставляет нас быть мудрыми и простыми, чтобы с победой преодолеть грядущие испытания. Используя сравнение мудрости с характером змей и простоты присущей поведению голубей, Христос показывает нам истину об этих весьма важных качествах, необходимых нам. Змеи – хладнокровные существа в буквальном, биологическом, и переносном смысле, хорошо иллюстрируют качества необходимые нашему разуму. Холодное тело пресмыкающегося, которое по температуре не выше от окружающей среды, бесстрастный взгляд и реакция, не обременённые никакими эмоциями – идеальный образец для непредвзятого, трезвого, чёткого, а значит, и эффективного мышления – основного инструмента мудрости. Полная противоположность – голуби. Их температура тела в норме выше 40 градусов по Цельсию. Движимые любовью к своей подруге они могут до смерти сражаться, охраняя её от опасности, а если теряют своего спутника, то нередко начинают чахнуть и умирают от тоски. Такое поведение невозможно объяснить никак, как только глубокой привязанностью и чувством любви. Холодный мудрый разум, трезво оценивающий окружающий мир, умеющий и прогнозировать и планировать и чужую и собственную жизнь, сердце горячо любящее Бога и людей, готовое пожертвовать своими планами и даже собственной жизнью ради блага других – это то, что желает видеть в нашей жизни Бог. Современникам Христа, жившим намного ближе к естественной природе чем мы, встречающим на каждом шагу то змей то голубей, то какую другую живность была ясна и понятна такая иллюстрация преподанной Им истины. Но даже мы, знающие о животном мире больше из книг и фильмов, в самых сложных обстоятельствах можем отличить голубя от змея. Хорошо бы так и в собственной жизни, ничего не перепутать и не поселить в разуме горячность, поспешность и поверхностность, а в сердце лёд гордости, чёрствого эгоизма и равнодушия. Зачастую, трудно понять даже хорошо раскрытую и нарисованную преподавателем истину, но ещё сложнее реализовать её в жизни. Как мудрость и простота, а тем более, их сочетание могут войти в наше бытие? Руководствуясь древним изречением «народ не знающий своего прошлого не имеет будущего», мы христиане как народ Божий можем посмотреть в исторические и пророческие книги Священного Писания. Как же там, в прошедшие времена, мудрость и простота сопровождала лучших представителей сынов и дочерей Божьих? В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его. И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего. (Дан.1:1,2) Ключевая идея этого отрывка «передал Господь Иерусалим в руку Навуходоносора». Здесь важно понять, что народ Божий попал в рабство не случайно, не потому что кто-то оказался мудрее или сильнее его, а потому что это была воля Самого Бога. Господь предупреждал через пророка Иеремию: Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф. (Иер.2:19) И вспомнят о Мне уцелевшие ваши среди народов, куда будут отведены в плен, когда Я приведу в сокрушение блудное сердце их, отпавшее от Меня, и глаза их, блудившие вслед идолов; и они к самим себе почувствуют отвращение за то зло, какое они делали во всех мерзостях своих; и узнают, что Я Господь; не напрасно говорил Я, что наведу на них такое бедствие. (Иез.6:9,10) Через Иезекииля пояснял, что блудное и отпавшее от Бога сердце, мерзости и беззаконие, которое они делали, являются причиной их бедственного положения. Человек и общество, забывшие Бога теряют всякие моральные ориентиры, извращается правосудие и справедливость, рушатся авторитет старших, преподавателей, руководителей, разваливаются семьи и экономика, народ и государство ослабевают и если не вымирают, то становятся чьими-то рабами. А чье сердце увлечется вслед гнусностей их и мерзостей их, поведение тех обращу на их голову, говорит Господь Бог (Иез. 11:21). Но в любом случае, независимо, как велико было отступление народа и соответствующее Божье возмездие, у Господа всегда находится верный Ему остаток, который Он сохраняет для Своей славы и спасения Его народа. Но Я сберегу остаток, так что будут у вас среди народов уцелевшие от меча, когда вы будете рассеяны по землям. (Иез.6:8) Даниил, Анания, Мисаил, Азария как раз и относились к этой части сынов Иудиных. Находясь в плену эти четыре юноши ни в сердце ни в поступках не оставили Бога и Господь даровал им и благорасположение начальства и мудрость. И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны. (Дан.1:17) Выпускной экзамен после трёхлетнего обучения в придворной школе принимал сам царь Вавилона Навуходоносор и нашел их знания в десять раз выше, чем у их преподавателей. По окончании тех дней, когда царь приказал представить их, начальник евнухов представил их Навуходоносору. И царь говорил с ними, и из всех [отроков] не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить пред царем. И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его. (Дан.1:18-20) Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему. (Иак.1:5) И мы часто задумываемся, прося у Бога мудрости по Его обетованию, данному через Иакова, насколько страстной должна быть молитва, чтобы получить вожделенный ответ, как правильно молиться и вопрошать Господа? Но вот оказывается, кроме жажды мудрости и знания правильных формулировок в обращении к Богу, непременным и основным условием получения положительного ответа является преданное Господу сердце и чистые помыслы, слова и поступки. Не случайно книга Даниила, как и многие другие пророчества и наши размышления начинаются с причины постигшего Иудею бедствия. Блудные сердца и беззаконие, омерзительные для Господа, невозможно прикрыть внешней религиозностью и купить благосклонность Творца приношениями, отобранными у беззащитных. К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. (Ис.1:11-15) Для таковых людей, не раскаявшихся в своих грехах, нет никаких шансов что-либо получить от Господа, кроме Его гнева. Пренебрегая этим предостережением можно всё же посвятить свою жизнь науке и, приложив к этому старание, очень многое познать, но мы видим, что юноши, преданные единому Богу Творцу всего видимого и невидимого, знали уже в молодом возрасте больше придворных учёных мужей язычников в десять раз больше. Причина этого одна – только Бог может даровать мудрость, самого высокого качества, потому что Он один есть источник всякой истины. И получить её могут только те, у кого чистые пред Богом сердца и прилежание в учении. И сказал царь Даниилу: истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну! (Дан. 2:47) Так завершилось очередное испытание, выпавшее на долю наших героев в Вавилонском пленении. А началось оно с весьма загадочного сна, выведшего из равновесия царя Навуходоносора, пожелавшего получить его разъяснение. Проблема всех тайноведцев и гадателей заключалась в том, что мудрый царь, желая застраховать себя от их лжи и шарлатанства, в доказательство истинности толкования сна повелел мудрецам сначала поведать содержание того, что ему приснилось. Так как они отказались это сделать, объяснив, что это известно только богам, ничего общего с ними не имеющими, то царь и повелел истребить всех их. По современным меркам это конечно было слишком радикальное решение вопроса профнепригодности, но как раз такой поворот событий и позволяет нам извлечь из этого полезный урок. Всевышний Бог, услышав молитву преданного Ему Даниила и его товарищей, которые тоже были в числе тех мудрецов, открыл Даниилу и содержание сна, и его толкование (2:17-19). Личное знание Господа и общение с Ним Даниила, благодаря которому был истолкован сон, спасло жизни иудеев, умудрило Навуходоносора и явило великую силу Бога, как Вседержителя вселенной и всего того, что в ней находится. Без сомнения, очень важно иметь знания об окружающем нас мире, о законах по которым он существует, обо всём том, что мы получаем через изучение естественных, общественных, точных наук. Но, как оказывается, без знания Бога и личного с Ним общения, без понимания Творца, познание творения по ценности похоже на половину стогривенной купюры, необходимой, но недостаточной для её полного и эффективного использования, по ценности не дороже клочка газетной бумаги. С другой стороны, говорить о знании Бога без минимальной способности ориентации в окружающем мире также невозможно. Таким образом, мудрость это сочетание знания Творца и Его творения и способность правильного применения этого в жизни. Нельзя обойти стороной и ошибки в попытках соотношения таких составляющих мудрости как знание Творца и знание Его творения. Посмотрим основные из этих заблуждений (выделено курсивом). · Наука всё может объяснить и без упоминания о Боге. Во-первых, не может, что видно любому здравомыслящему ученому, а тем более не предвзято относящемуся к вере в существование Бога. Во-вторых, теряются всякие ориентиры поведения человека в обществе, отличающие его от животного мира, потому что Библия при этом принимается как литературное произведение, содержащее мифические сказания, а не непререкаемые Божьи императивы относительно нашей жизни. · Современный научный подход и классическая логика в полной мере могут описать Бога, Его качества и дела. Попытки строго ограничить бесконечного по своей сущности и возможностям Бога рамками классической логики приводят к созданию однобоких богословских систем, не отражающих полную реальность о Боге, открываемую нам Священным Писанием. А если они ущербны по сути, значит таковыми являются и в применении в жизни человека. Проблема усугубляется в случае, если их приверженцы, пытаясь навязать свои теории другим, разжигают конфликты часто далеко переходящие рамки богословских споров, производя разделения в церквях, а бывает, и превращающиеся в вооруженные столкновения. Решение же заключается в том, чтобы использовать логику и научный подход в богословии, но при этом помнить об их ограниченной возможности в описании Бога, Его качеств и дел. Безусловно, Церкви нужны вероисповедание и доктрины, устав и правила, но идеальным эталоном и непререкаемым авторитетом в вере и жизни может быть только Священное Писание, а не выводимые из него системы верований. Примером следствия подобных заблуждений, по ряду параметров, может служить знакомый в современных протестантских церквях спор между кальвинистами и арминианами. · Достижения современной археологии, истории и лингвистики доказывают полное или, в разной мере, частичное отсутствие Богодухновенности Священного Писания из-за неточностей, ошибок и более поздних вставок. Кратко можно сказать, что такое высказывание является современным вариантом речи произнесённой сатаной Еве в Эдемском саду: «…Истинно ли сказал Бог?». И звучит оно как приглашение, разрушив абсолютный авторитет Священного Писания стать богами, самостоятельно определяющими, что есть добро и зло, и какие поступки считать правильными. Это основной признак либеральных (свободных от авторитета Священного Писания) организаций. · Наука с верой несовместимы. Это противоположная крайность в ряду заблуждений в достижении мудрости. Масса практических и теоретических знаний, в том числе, духовного рода, накопленных человеком, при этом подходе не обрабатывается и не упорядочивается. В результате, хаотичное нагромождение фактической информации невозможно эффективно применить в жизни. Следующим шагом является разочарование в знании вообще и попытка воссоединиться с Богом через опустошение разума, как это практикуют йоги, вводя себя в состояние «нирваны», а по-другому сказать безумия. Подмена разумного осознания действительности вхождением в эмоциональный экстаз, принимаемый за «Божье присутствие» характерна также для харизматических организаций. Соединение харизматии и либерализма практикуется тоталитарными сектами, воспитывающими аморальных, бездумных религиозных наркоманов, находящихся под контролем тех, кто владеет подобными методиками. Прикрываясь какой либо религиозной терминологией, в том числе, христианской, руководители таких организаций пытаются достичь своих целей от чисто меркантильных до военных, включая и терроризм. Итак, после размышления над двумя главами книги пророка Даниила мы можем сделать выводы относительно мудрости: · Бог источник всей истины и мудрости; · Бог дарует мудрость тем, у кого преданные Ему сердца и прилежание в учении; · мудрость заключается в гармонии знания Творца и Его творения; · научный подход в познании Творца и Его творения необходим для упорядочивания наших знаний в сбалансированное мировоззрение, богословскую систему и вероисповедание, но ограничен в своих возможностях описания Бога и Его качеств. А теперь, поразмышляем о простоте. Суть событий описанных в 3 главе книги пророка Даниила состоит в том, что царь, заботящийся о благе государства, ставит золотой истукан для поклонения божествам, как он думает, покровительствовавшим процветанию его страны. Более чем за тысячу лет до рассматриваемых событий и примерно через 150 лет после выхода Авраама из Ура Халдейского, в 18 столетии до Р.Х., в Вавилоне существовал свод законов царя Хаммурапи, на сегодня один из древнейших памятников правовой мысли. Он был высечен на базальтовом столбе и поэтому сохранился до наших дней. Во введении к закону говорится, что боги передали царю власть и царство «чтобы сильный не притеснял слабого», и далее регламентируются все стороны общественных отношений. Наличие этого свода законов, устанавливающего порядок и справедливость, способствовало развитию науки, культуры, производства и процветанию всего государства. Подобная ситуация была и у Навуходоносора, только столб был изготовлен из золота (потому разумеется и не сохранился до наших дней, в целости). Поклонение столбу означало повиновение божествам, которые покровительствовали государству, закону, царю, а это в свою очередь, по замыслу мудрого правителя должно было привести к порядку, стабильности и благоденствию Вавилона. Проблема возникла, когда мужи Иудейские, притом стоящие над делами Вавилонской страны, отказались поклоняться идолу, потому как могли поклониться только одному Богу Всевышнему. Они сказали: Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся» (Дан 3:17-18). Обвинив «мятежников» в государственной измене, царь приказал связать их и бросить в раскаленную печь. И вот тут, явил Себя Бог, которому служили Седрах, Мисах, и Авденаго. К ним в топку пришел Спаситель, и огонь смог сжечь только верёвки, не уничтожив, а освободив осуждённых. Видя силу Всевышнего, Навуходоносор поклонился и почтил Его, и приказал казнить каждого, кто произнесёт хулу на Царя царей и Господа господствующих, продемонстрировавшего царю Свои великие знамения и могущественные чудеса, и тем самым объяснившим, кто же стоит в основании справедливости и закона, порядка и государства, уважения к человеку и общественного блага. И написал царь письмо: Навуходоносор царь всем народам, племенам и языкам, живущим. Знамения и чудеса, какие совершил надо мною Всевышний Бог, угодно мне возвестить вам. Как велики знамения Его и как могущественны чудеса Его! Царство Его – царство вечное, и владычество Его – в роды и род» (Дан. 3:31-33). В предыдущих двух главах мы могли видеть дарованную Богом мудрость и её воплощение в жизни Божьих детей. В третьей главе, в ответе Седраха, Мисаха и Авденаго Навуходоносору, нам открывается простота, которую Божий народ демонстрирует в доверии своему Господу, отдавая в Его руки всю свою жизнь, без остатка и без оглядки на трудности, подстерегающие на этом пути. Так и в нашей жизни, ведомые Господом через, разного рода, «огненные печи», мы не знаем с какой стороны Он приготовил для нас выход. Он может вернуть обратно на труд проповеди Евангелия Его Царства, очередной раз освободив от верёвок, навязываемых нам лукавым, очистив в огне от шелухи греха, а может и призвать в вечность чудного Своего света. Решать и знать заранее это, не в нашей власти. Нам можно просто довериться Его воле. Наверняка многие слышали рассказ, относящийся уже к Новейшей истории, возможно в разных вариациях от частого пересказа. Это было во время Второй Мировой войны. На территории одной из оккупированных стран действовал запрет на любые собрания, в том числе и религиозные. За нарушение приказа полагался расстрел. В воскресный день, когда по обыкновению евангельская церковь собралась на Богослужение, кто-то сообщил об этом властям. И вот в молитвенном доме появилось подразделение солдат, во главе с офицером, который еще раз зачитал приказ и уже собирался исполнить соответствующий приговор. Но вдруг его взгляд упал на картину с изображением Христа. Он сорвал её со стены и, бросив на пол у дверей, сказал: «В живых останется тот, кто готов наступить на неё, плюнуть и затем оставить помещение». Какая мудрость нужна христианину, чтобы выйти из подобной ситуации? Если я погибну, то кто же позаботится о моих детях и воспитает их настоящими христианами? …кто же допишет мою богословскую статью? …кто же будет проводить евангелизационные собрания? …кто позаботится о церкви, если она лишится служителя? Да и убудет ли у Христа славы, если я наступлю и плюну на Его изображение? В конце концов, это же просто рисунок. Так размышляли все, стоявшие в очереди на выход, каждый по-своему оправдывая собственное решение. Всеобщее молчание нарушала только плачущая совсем юная девушка. Ёе пытались утешить, говоря: «…потерпи, …скоро выйдем, …сейчас всё закончится». Когда подошла её очередь она сказала: «Я люблю Иисуса», затем опустилась на пол, натягивая на худенький локоток куцый рукав платьица, стала вытирать картину. Из её глаз лились слёзы, она вся перепачкалась в грязи и плевках, но тёрла эту картину и говорила: «Вы плевали и топтали, а я буду вытирать, потому что люблю моего Иисуса…, я люблю моего Господа». Потом был общий шок. Когда все пришли в себя, на картине в луже крови лежало бездыханное девичье тельце, а рядом стоял офицер с дымящимся в руке оружием… Офицер, поняв, что не он победитель в этой ситуации, ретировался вместе со всей своей командой. А церковь стояла на коленях и молилась. Они просили у Господа прощение за своё малодушие и предательство, за поношение Его имени через своё отступничество и маловерие, и благодарили за урок простоты веры преподанный юным существом – девушкой, которая прожила очень короткую, но весьма прекрасную и простую жизнь со Христом, и так же прекрасно и просто ушла в вечное присутствие Того, которого горячо и преданно любила. Вот и значит, что жить в христианской простоте это: · лишиться всякой «мудрости», оправдывающей грех; · бесхитростно доверить свою жизнь в руки Христа и построить её по Слову Божьему; · без страха и сомнения ступить в огненные испытания, зная точно только одно – Спаситель всегда рядом, здесь сейчас и во всей вечности.
Мир, в котором призванные проповедуют Евангелие Царства, не ждёт их с распростёртыми объятиями, чаще с открытыми печами. Поэтому сейчас и до конца этого времени для нас звучат слова Христа Спасителя:
… Итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби… ... И се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. |
|