… И увидела ослица Ангела
Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке,
и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; а Валаам
стал бить ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу.
(Чис.22:23)
За определённую плату пророк Валаам согласился проклясть
народ, благословлённый Богом. Господь запретил ему
делать это, но он всё равно пошел, ведомый уже не Духом
Святым, а жаждой наживы. Он относился к той части
«пророков», о которых говорит апостол Пётр:
… Глаза у них исполнены
любострастия и непрестанного греха; они прельщают
неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию:
это сыны проклятия.
15 Оставив прямой путь, они
заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова,
который возлюбил мзду неправедную,
16 но был обличен в своем
беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим
голосом, остановила безумие пророка. (2Пет.2:14-16)
Но ни ослы, ни здравый смысл, ни вера и увещевание
других людей, ни даже запрет Самого Бога, не
останавливает таких «тружеников» в их злодеяниях. Более
того, они готовы уничтожить тех, кто, любя их и заботясь
о них, пытается остановить их на пути к погибели.
… Валаам сказал ослице: за то,
что ты поругалась надо мною; если бы у меня в руке был
меч, то я теперь же убил бы тебя.
30 Ослица же сказала Валааму: не
я ли твоя ослица, на которой ты ездил сначала до сего
дня? имела ли я привычку так поступать с тобою? Он
сказал: нет.
31 И открыл Господь глаза
Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге
с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лице
свое.
32 И сказал ему Ангел Господень:
за что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел,
чтобы воспрепятствовать [тебе], потому что путь [твой]
не прав предо Мною;
33 и ослица, видев Меня,
своротила от Меня вот уже три раза; если бы она не
своротила от Меня, то Я убил бы тебя, а ее оставил бы
живою. (Чис.22:29-33)
Ослица сначала подсказывала своему наезднику об опасности,
потом пыталась силой воспрепятствовать ему продолжить
путь. Но Валаам был неуклонен в своём решении творить
злодеяние, ни слова, ни знаки ему ничего не говорили,
пока Господь ни открыл ему глаза, чтобы он смог увидеть
Ангела с мечом, хранящего благословлённый Богом народ.
Ангела, уничтожающего всякого, пытающегося нанести ущерб
народу, ходящему перед своим Творцом в чистоте и
святости. Так Вседержитель выполнял и сейчас
исполняет Своё обещание, данное однажды Аврааму:
Я благословлю благословляющих
тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в
тебе все племена земные. (Быт.12:3)
Новый Завет также упоминает об этих благословениях Божьих
Аврааму.
… Так Авраам поверил Богу, и это
вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть
сыны Авраама.
8 И Писание, провидя, что Бог
верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в
тебе благословятся все народы.
9 Итак верующие благословляются
с верным Авраамом… (Гал.3:6-9)
Все верующие в Единого Творца и Вседержителя, которому
доверял Авраам, – дети Авраама по вере. А это значит,
что им принадлежат все благословения, данные Богом Его
слуге Аврааму.
Валаам не смог проклясть Израиль, потому что не нашел в
тот момент греха в народе, с какой горы ни смотрел на
него, и более того, благословил его. Потому что
благословение исходит всегда от Господа, истинно оценившего
человека, его намерения и дела. Незаслуженное
же проклятие не сбывается.
Как воробей вспорхнет, как
ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не
сбудется. Бич для коня, узда для осла, а палка для
глупых. (Прит.26:2,3)
Врагам Божьим, отвергнувшим, каждый в своё время,
послушание Творцу, Валаам предсказал разруху, в том
числе и моавитскому народу, который в страхе хотел
проклясть Израиля. Некогда плодородная и цветущая земля
к настоящему времени превратилась в безжизненную
пустыню. Так всегда происходит, потому что грех человека
навлекает проклятие на землю, а он сам обрекается на
отлучение от Божьих благословений, на пути к которым
стоит Ангел с мечом, чтобы уничтожать нечисто
приближающегося к тому, что принадлежит Богу, духовному
или материальному, живому или не живому, животному или
человеку. Всё происходит так, как и однажды в Едемском
саду.
… И изгнал Адама, и поставил на
востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч
обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.
(Быт.3:24)
Господь использовал Валаака, чтобы благословить Свой
народ, но он был все же врагом народу Божьему и был
уничтожен, как его враг (Ис.21:7). Ангел Господень
хранил так же и Израиль, пока тот ходил в послушании,
это
Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего
(Дан.12:1), но когда появлялся в народе грех,
тогда Господь отступал, и жизнь народа открывалась
для проклятия, сбывалось обещание Божьей кары, например,
вот этой.
… Пошлет на тебя Господь народ
издалека, от края земли: как орел налетит народ,
которого языка ты не разумеешь,
50 народ наглый, который не
уважит старца и не пощадит юноши;
51 и будет он есть плод скота
твоего и плод земли твоей, доколе не разорит тебя, так
что не оставит тебе ни хлеба, ни вина, ни елея, ни плода
волов твоих, ни плода овец твоих, доколе не погубит
тебя;
52 и будет теснить тебя во всех
жилищах твоих, доколе во всей земле твоей не разрушит
высоких и крепких стен твоих, на которые ты надеешься; и
будет теснить тебя во всех жилищах твоих, во всей земле
твоей, которую Господь Бог твой дал тебе.
(Втор.28:49-52)
Наказывает Господь тех, кто грешит, независимо от их
национальности и дела, порученного им Господом. Так,
например, были наказаны священники, сыны Аарона.
… Надав и Авиуд, сыны Аароновы,
взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и
вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь
чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от
Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним.
(Лев.10:1,2)
И наоборот, человек, верный Богу благословляется Им, и
сам является носителем благословения для других.
Например, Руфь Моавитянка, представительница
упоминаемого нами народа, грешившего и наказанного
Богом. Она была верна Единому Творцу неба и земли и
даже вошла в число немногих женщин, упоминаемых в родословии
Христа, как прабабка Давида (Мф.1:5).
… Скорбь и теснота всякой душе
человека, делающего злое, во-первых, Иудея, [потом] и
Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему
доброе, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину! Ибо нет
лицеприятия у Бога. (Рим.2:9-11)
Итак, нет у Господа лицеприятия. Он судит человека по содержанию
его
сердца, по словам и делам и самым совершенным судом. А в
исполнении помогают Богу Его слуги, ангелы, как Херувим,
с пламенным мечом обращающимся, на краю Едемского сада,
как воинство небесное, открывавшееся при пророке Елисее,
так находящееся рядом с нами сейчас и
во всей вечности. Воинство, которое
мы как и Бога не видим, но только знаем о его
существовании. Образ архангела Михаила, как это
представилось автору, мы можем созерцать на полотне Рени
Гвидо «Архангел Михаил», но, конечно же, искать каких либо видений
вокруг себя не нужно, а тем более, запрещено Богом
поклоняться как реальным так и изображенным существам
телесным или духовным, никому кроме Господа Бога.
… Не делай себе кумира и
никакого изображения того, что на небе вверху, и что на
земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и
не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель,
наказывающий детей за вину отцов до третьего и
четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость
до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
(Исх.20:4-6)
Проблема не в существовании или создании самого изображения. Для
Ковчега Завета изготавливались золотые херувимы
(Исх.25:19), на завесе должны были быть изображения
херувимов (Исх26:1). В Храме стояли золотые херувимы
(3Царств6:25). В Храме также были изображения растений
(3Царств6:29). Был медный змий на шесте, для исцеления
от укусов змей (Числа21:9), и так далее... Грех возникал тогда, когда эти изображения
начинали использовать не для
украшения чего-либо или не для лучшего представления и
понимания каких-то истин или процессов духовного мира,
а начинали им поклоняться, как духовным личностям.
Вот это
осуждается и проклинается Богом.
Валаам, увидев Херувима, в страхе упал на землю и сделал
всё так, как сказал ему ангел Господень. Когда же он
выполнял повеления Господа, тогда благословения были на
его жизни, на Израиле, и моавитяне находились в
безопасности. Сейчас для всех нас есть вернейшее
пророческое слово, ведущее к Божьим благословениям, – Священное Писание, и мы знаем, как
искать волю Божью, чтобы идти вслед Христу и Его
воинству небесному, хранящему каждого человека,
совершающего труд Господень. Если мы вот так поступаем,
то и Господни благословения будут на каждом из нас и на
всём народе.
И только после рекомендаций Валаама, относительно
введения народа Божьего в грех, проклятие вошло в жизнь
всех этого народа. Для Израиля оно было очередным
испытанием и укреплением в вере и праведности. Для Валаама закончилось плачевно, он погиб во время
поражения всего мадианитянского народа, как враг Бога
(Числа37:8). Моавитяне лишились Божьих благословений и
мира (Втор.23:3), а их некогда плодородная земля
превратилась в пустыню. Так случается со всеми
совершающими грех непослушания Богу, Его правде,
закону, превращающими благодать Божью в повод к
распутству.
Для всех же, пораженных вот этим грехом противления Богу и
пренебрежения Его правдой, законом и благодатью, хорошо
еще до того, как их остановит Господь на путях
злодейства Его весьма жесткою рукой (для многих -
очередной раз), посмотреть хотя бы
на изображение Архангела Михаила, сковавшего в цепи
сатану. Чтобы, смирившись и покаявшись в своём буйстве, обрести спасение от наказания, благодать и
милость Божью. И войти, в духовном и физическом плане,
в исполнение воли Божьей, где
Господь и Его воинство, оберегает, а не уничтожает,
храня Божий мир и порядок, делая человека счастливым,
плодотворным, славящим своего Творца и Спасителя.
Церковь молится об освобождении людей из под власти
греховного дурмана, своей сладостью засасывающего
неутверждённые души всё дальше и дальше в болото
проклятия и смерти. Меч гнева Божьего нависает над всяким
нечестием и грехом, храня святость и жизнь. Для человека же задача состоит в
том, чтобы вовремя спасти свою голову от этого возмездия
Господня.
А
Избавитель всегда рядом, чтобы спасать и хранить свой
народ.
... Разве не знаете, что вы
храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит
храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а
этот [храм] - вы. (1Кор.3:16,17)
|