Ковчег спасения
… Я наведу на землю потоп
водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух
жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится
жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в
ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов
твоих с тобою. (Быт.6:17,18)
Каждый человек и все сообщества мечтают о счастье,
которое включает в себя постоянное удовлетворение
максимума своих потребностей и интересов, а также
безопасность от всякого рода зла, покушающегося на
что-либо, принадлежащее этому человеку, определённому
обществу или его части. Такое желанное состояние, а
более, средство его достижения, напоминает Ковчег,
корабль, предложенный Богом праведному Ною для
совершения спасения его самого и всей его семьи от
Божьего гнева, уничтожающего зло и «намертво»
прилепившихся к нему грешников. Но, вероятно, Ною было
немного проще, чем нам совершить своё спасение, потому
что Господь подробно описал ему строение и размеры
необходимого для этого судна. Для нас же Спаситель
оставил Священное Писание, открывающее нам пути нашего
успеха, процветания и спасения от разрухи собственной
или чужой глупости, а также от гнева Творца,
ненавидящего грех.
… И сказал Бог: сотворим
человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да
владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами
небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми
гадами, пресмыкающимися по земле.
27 И сотворил Бог человека по
образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и
женщину сотворил их.
28 И благословил их Бог, и
сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте
землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами
морскими и над птицами небесными, и над всяким животным,
пресмыкающимся по земле. (Быт.1:26-28)
Так Творец, создав всё, поставил человека владыкой над
всем Своим творением.
… И взял Господь Бог человека,
и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и
хранить его. (Быт.2:15)
Господь также объяснил, что значит владычествовать –
возделывать и хранить землю и всё сотворённое на ней и
врученное Богом человеку в управление.
Вникая в Священное Писание и в окружающий нас мир, мы
можем заметить, что всё творение Господа, небеса, земля
и всё, там существующее, представляет собой некую
систему, совокупность составных частей, находящихся в
определённом соотношении, включающую в себя более мелкие
доли, от двух огромных миров, духовного и материального,
до мельчайших частей, атомов, элементарных частиц и ещё
не познанных человеком энергий. Эта система состоит из
разных элементов, первым из которых является Сам Бог –
Творец. Следующим огромным элементом является его
творение. Оно, в свою очередь, подразделяется на
духовный и материальный мир. Духовный сотворённый мир
состоит из ангелов, подчиняющихся Богу (две трети) и
падших, нечистых духов (одна треть). Дух человеческий,
мертвый или возрождённый Святым Духом, также относится к
духовному миру, представляя собой некое связующее звено
между Богом Духом Святым и человеком, состоящим из
духовного и материального компонентов*. Хотя нам трудно
провести четкую черту между этими двумя мирами,
особенно, если мы углубляемся в сторону дробления
компонентов. Для простоты понимания Божьего мира
(окружающей нас духовной и материальной реальности)
выделим основные его компоненты, открываемые нам
Священным Писанием: Бог, ангелы (чистые и нечистые),
человек, общество и его сферы и институты, животный мир,
неживая природа.
Ø
Элементы системы
мира Божьего: Бог, ангелы (чистые и нечистые), человек,
общество и его сферы и институты, живая и неживая
природа.
… Им создано все, что на небесах
и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли,
господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для
Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит.
(Кол.1:16,17)
Всё созданное Богом, Им контролируется и поддерживается.
Но, как мы уже видели, часть Своей работы владыки всего
творения Господь отдал человеку.
Небо - небо Господу, а землю Он
дал сынам человеческим. (Пс.113:24)
… Со страхом и трепетом
совершайте свое спасение, потому что Бог производит в
вас и хотение и действие по [Своему] благоволению. Все
делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть
неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными
среди строптивого и развращенного рода, в котором вы
сияете, как светила в мире… (Фил.2:12-15)
Мы созданы Творцом, чтобы совместно с Ним трудиться над
данной нам частью Его владения, подобно Адаму возделывая
и храня Божий сад и подобно благочестивому Ною совершая
спасение в строительстве своего ковчега. И Эдемский сад,
и Ноев ковчег состояли из множества участков, отделов и
составных частей. Также и наша жизнь, едина в своей
сущности, условно подразделяется на множество сфер, о
которых нам нужно позаботиться, выполняя волю Божью и
совершая Его труд. При этом важно всегда знать и не
путать, где труд мой, а где Господень.
Элементы, которые мы
призваны строить, возделывая и храня «Сад Господень» и
созидая свой «Ковчег спасения».
… Больше всего хранимого храни
сердце твое, потому что из него источники жизни.
(Прит.4:23)
Первое, о чем призван позаботиться человек, это его
душа, порядок в его внутреннем мире. Потому что она
имеет особенную ценность и значение для всей жизни
человека и окружающего его общества. Оттуда исходит все
хорошее или плохое и для самого человека, и для ближнего.
Ø
Душа человека.
… Разве не знаете, что вы храм
Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм
Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот
[храм] - вы. (1Кор.3:16,17)
Мы должны заботиться и о душе, и о теле человека, так
как он в целости предопределён быть обителью Божией.
Но всё же душа важнее, по сравнению с телом, она,
воссоединяясь с Богом, идёт в жизнь вечную.
… Не бойтесь убивающих тело,
души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто
может и душу и тело погубить в геенне. (Матф.10:28)
Ø
Тело человека.
… И сказал Господь Бог: не
хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника,
соответственного ему.
… И создал Господь Бог из ребра,
взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
23 И сказал человек: вот, это
кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет
называться женою, ибо взята от мужа.
24 Потому оставит человек отца
своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут
одна плоть. (Быт.2:18-24)
Самое ближайшее окружение человека составляет его семья,
родители, супружеская пара, братья, дети и так далее…
род, народ.
Ø
Семья.
… Стройте домы и живите [в них],
и разводите сады и ешьте плоды их;
6 берите жен и рождайте сыновей
и дочерей; и сыновьям своим берите жен и дочерей своих
отдавайте в замужество, чтобы они рождали сыновей и
дочерей, и размножайтесь там, а не умаляйтесь;
7 и заботьтесь о благосостоянии
города, в который Я переселил вас, и молитесь за него
Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир.
(Иер.29:5-7)
Каждого человека Господь поселяет, иногда, вдалеке от
родства, в его уделе, о котором он призван заботиться,
начиная от своей комнаты, стола и кровати, будучи
ребенком, и далее более, в том числе, до немалой общности, называемой
Отечеством, очерченной границами его территории.
Принимая гражданство определённого государства, человек
таким образом получает соответствующие права и
обязанности, полномочия и ответcтвенность по отношению и к этому государству, и к
народу, населяющему его, и ко всему обществу,
являющемуся его Отечеством, новым или по крови и давнему
родству.
… Верою Авраам повиновался
призванию идти в страну, которую имел получить в
наследие, и пошел, не зная, куда идет.
9 Верою обитал он на земле
обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и
Иаковом, сонаследниками того же обетования;
10 ибо он ожидал города,
имеющего основание, которого художник и строитель Бог…
15 И если бы они в мыслях имели
то [отечество], из которого вышли, то имели бы время
возвратиться;
16 но они стремились к лучшему,
то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их,
называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.
(Евр.11:8-16)
Конечно, у нас есть Отечество, приготовленное нам нашим
Отцом Небесным, но чтобы попасть в те небесные обители,
нужно сейчас исполнить волю Вседержителя, открытую нам
относительно дарованного нам во владение удела на земле.
Ø
Отечество.
1 Всякая душа да будет покорна
высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие
же власти от Бога установлены.
2 Посему противящийся власти
противится Божию установлению. А противящиеся сами
навлекут на себя осуждение.
3 Ибо начальствующие страшны не
для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться
власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,
4 ибо [начальник] есть Божий
слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он
не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в
наказание делающему злое.
5 И потому надобно повиноваться
не только из [страха] наказания, но и по совести.
6 Для сего вы и подати платите,
ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.
7 Итак отдавайте всякому
должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому
страх, страх; кому честь, честь. (Рим.13:1-7)
Кроме семьи, важным институтом нашего общества или
Отечества является государство, призванное:
- организовать в обществе порядок, ведущий к всеобщему
процветанию и успеху, основанный на власти и законах,
установленных Богом;
- защитить народ от злодейства;
- защитить национальные интересы и укрепить
безопасность;
- построить благословляемые Богом международные
отношения.
Ø
Государство.
… Муж ее известен у ворот, когда
сидит со старейшинами земли. (Прит.31:23)
Речь идёт об органах местного самоуправления,
выполнявших в древности функции совета старейшин,
нотариата, суда, исполнения наказаний и ряд других... Иов
в одной из своих речей перечисляет дела, совершавшиеся
им «у ворот»:
… Когда еще Вседержитель [был]
со мною, и дети мои вокруг меня,
6 когда пути мои обливались
молоком, и скала источала для меня ручьи елея!
7 когда я выходил к
воротам города и на площади ставил седалище
свое, -
8 юноши, увидев меня, прятались,
а старцы вставали и стояли;
9 князья удерживались от речи и
персты полагали на уста свои;
10 голос знатных умолкал, и язык
их прилипал к гортани их.
11 Ухо, слышавшее меня, ублажало
меня; око видевшее восхваляло меня,
12 потому что я спасал
страдальца вопиющего и сироту беспомощного.
13 Благословение погибавшего
приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость.
14 Я облекался в правду, и суд
мой одевал меня, как мантия и увясло.
15 Я был глазами слепому и
ногами хромому;
16 отцом был я для нищих и
тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно.
17 Сокрушал я беззаконному
челюсти и из зубов его исторгал похищенное…
21 Внимали мне и ожидали, и
безмолвствовали при совете моем.
22 После слов моих уже не
рассуждали; речь моя капала на них.
23 Ждали меня, как дождя, и,
[как] дождю позднему, открывали уста свои.
24 Бывало, улыбнусь им - они не
верят; и света лица моего они не помрачали.
25 Я назначал пути им и сидел во
главе и жил как царь в кругу воинов, как утешитель
плачущих. (Иов.29:5-25)
С тех пор произошло значительное совершенствование
системы власти в обществе, разделение её на ряд ветвей,
с присущими им специфическими функциями, но её задачи,
принципы построения и работы, установленные Господом и
открываемые нам Священным Писанием, остались
неизменными.
Ø
Органы местного
самоуправления.
… И Он поставил одних
Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных
пастырями и учителями,
12 к совершению святых, на дело
служения, для созидания Тела Христова,
13 доколе все придем в единство
веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру
полного возраста Христова… (Еф.4:11-13)
Созидая внутренний мир и человека, как обитель Божью, мы
тем самым приступаем к созиданию и Церкви Божьей, как
Тела Христова, огромной Вселенской Церкви, части Божьего
естества, и поместной церкви, и церкви, как одного из
основных общественных институтов, таких как семья,
государство.
… Мы, многие, составляем одно
тело во Христе, а порознь один для другого члены.
(Рим.12:5)
Бог в наших сердцах и мы в Боге, – Духе Святом, и в
собрании верующих составляем единство освящающейся и
воинствующей Церкви Христовой, победоносно входящей в
небеса.
Ø
Церковь.
… И все, что делаете, делайте от
души, как для Господа, а не для человеков,
24 зная, что в воздаяние от
Господа получите наследие, ибо вы служите Господу
Христу.
25 А кто неправо поступит, тот
получит по своей неправде, [у Него] нет лицеприятия.
(Кол.3:23-25)
Вокруг каждого из нас, кроме перечисленного выше, много
труда для созидания всего необходимого для существования
человека и всего общества. Мы призваны Господом сделать
всё это Его по воле, под Его руководством и в Его славу.
Ø
Другие сферы и
институты общества.
… И, придя, благовествовал мир
вам, дальним и близким, потому что через Него и те и
другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. (Еф.2:17,18)
Во времена полётов в космос, рассматривая фотографии
нашей планеты как небольшого сине-зеленого кружочка в
огромном пространстве Вселенной, мы должны еще
отчётливее понимать, что, живя в разных комнатах одной
квартиры или на разных материках, мы все равно имеем
один общий дом под названием Земля и все мы ответственны
за его чистоту и сохранность, по заповеди, данной
Господом Адаму.
Ø
Мировое
сообщество.
… И взял Господь Бог человека, и
поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и
хранить его. (Быт.2:15)
Эти слова мы должны понимать не только образно, но и
почти в прямом смысле. Мы призваны заботиться об
окружающей нас природе и чистоте экологии.
Ø
Природа.
Итак, мы определили и перечислили основные из многих
сфер нашей жизни и Божьего Творения, над которыми
Господь призвал нас трудиться под Его руководством,
совершая своё спасение, наслаждаясь плодами, перенося
скорби, побеждая трудности и продвигаясь с каждым шагом
к вечным небесным обителям.
Ø
Душа человека.
Ø
Тело человека.
Ø
Семья.
Ø
Отечество.
Ø
Государство.
Ø
Органы местного
самоуправления.
Ø
Церковь.
Ø
Другие сферы и
институты общества.
Ø
Мировое
сообщество.
Ø
Природа.
Качества Ковчега спасения.
Каждый из нас должен найти своё место, роль и труд, в
тех составных частях Божьего Царства и Его творения,
которые приготовлены Господом для нас, но возможно, пока
ещё являются пустующими ячейками, ожидающими своих
обитателей и работников. А чтобы мы были успешны и
плодотворны в своей жизни и труде, Господь через Его
Слово и Церковь научает нас правилам строительства и
показывает «чертежи» нужного нам Ковчега спасения.
… И Он поставил одних
Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных
пастырями и учителями… (Еф.4:11)
Господь даёт нам многих учителей и консультантов,
специалистов, для приобретения знаний, умений и навыков,
без которых невозможно возделывать, строить и хранить
всё, заповеданное Вседержителем.
… Сам же Бог мира да освятит вас
во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости
да сохранится без порока в пришествие Господа нашего
Иисуса Христа. (1Фесс.5:23)
Всё, необходимое для исполнения воли Божьей, должно быть в
человеке, семье, церкви, обществе, государстве…
Например, отвечая на вопрос, часто волнующий искренних и
ревностных христиан: «Что должно быть на первом месте,
семья или служение в церкви», мы можем сказать, что на
первом месте должен быть баланс и правильное сочетание
одного и другого. Что не только не будет мешать служению
Богу в семье или в церкви, но во многом умножит их
эффективность и действенность. И это, конечно, в таком
же сочетании с другими важными сферами жизни человека,
без которых не будет полноты или вообще жизни, как в
естественном теле человека, лишенного каких-либо важных
органов. Итак, важнейшее свойство всего ковчега и его
составных частей – его целостность, укомплектованность
всеми необходимыми частями.
·
Целостность.
В любом организме или организации всё необходимое не
просто должно быть, но оно должно еще и находиться на
своём месте и выполнять свою функцию, то есть
соответствовать определенному порядку. Трудно
представить эффективно движущийся автомобиль, в котором
сидения для пассажиров поставлены на крыше, вместо
колеса руль, а колёса на месте двигателя. Это отчасти
смешно, но очень грустно, если всем этим приходится
пользоваться, и во многих сферах нашей жизни.
Отступление от принципа упорядоченности выглядит нелепо,
осуждается Богом и всегда ведёт к разрухе проклятия.
… Ибо все мы одним Духом
крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или
свободные, и все напоены одним Духом.
14 Тело же не из одного члена,
но из многих.
15 Если нога скажет: я не
принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она
потому не принадлежит к телу?
16 И если ухо скажет: я не
принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно
потому не принадлежит к телу?
17 Если все тело глаз, то где
слух? Если все слух, то где обоняние?
18 Но Бог расположил члены,
каждый в [составе] тела, как Ему было угодно.
19 А если бы все были один член,
то где [было бы] тело?
20 Но теперь членов много, а
тело одно.
21 Не может глаз сказать руке:
ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не
нужны.
22 Напротив, члены тела, которые
кажутся слабейшими, гораздо нужнее,
23 и которые нам кажутся менее
благородными в теле, о тех более прилагаем попечения;
24 и неблагообразные наши более
благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют [в
том] нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее
совершенном большее попечение,
25 дабы не было разделения в
теле, а все члены одинаково заботились друг о друге.
26 Посему, страдает ли один
член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с
ним радуются все члены.
27 И вы - тело Христово, а
порознь - члены.
28 И иных Бог поставил в Церкви,
во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих,
учителями; далее… (1Кор.12:13-28)
Только порядок ведёт к плодотворности и успеху. А к
успеху долговременному и жизни вечной ведёт только
порядок, основанный на Божьей правде, законе и
благодати, порядок, построенный по Его плану..
·
Упорядоченность.
… Если захотите и послушаетесь,
то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и
будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста
Господни говорят. (Ис.1:19,20)
Если мы говорим, что все сотворено и существует по воле
Божьей, то это значит, что и порядок должен быть
установлен Богом. А наше послушание Творцу определяет при
этом наш успех в делах и в жизни. Существует мудрая
поговорка «плох солдат, который не хочет стать
генералом». Действительно, плохо, если у подчинённых
нет стремления к служебному росту, но еще хуже, когда солдаты,
возомнив себя генералами, выходят из подчинения
командования, и вообще беда всему обществу, когда они,
будучи по образованию, опыту, мудрости и званию
солдатами, вдруг занимают место генералов.
1 Вот, Господь, Господь Саваоф,
отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое
подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою,
2 храброго вождя и воина, судью
и пророка, и прозорливца и старца,
3 пятидесятника и вельможу и
советника, и мудрого художника и искусного в слове.
4 И дам им отроков в начальники,
и дети будут господствовать над ними.
5 И в народе один будет угнетаем
другим, и каждый - ближним своим; юноша будет нагло
превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею.
6 Тогда ухватится человек за
брата своего, в семействе отца своего, [и скажет]: у
тебя [есть] одежда, будь нашим вождем, и да будут эти
развалины под рукою твоею.
7 А [он] с клятвою скажет: не
могу исцелить [ран общества]; и в моем доме нет ни
хлеба, ни одежды; не делайте меня вождем народа.
8 Так рушился Иерусалим, и пал
Иуда, потому что язык их и дела их - против Господа,
оскорбительны для очей славы Его.
9 Выражение лиц их
свидетельствует против них, и о грехе своем они
рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе
душе их! ибо сами на себя навлекают зло.
10 Скажите праведнику, что благо
[ему], ибо он будет вкушать плоды дел своих;
11 а беззаконнику - горе, ибо
будет ему возмездие за [дела] рук его.
12 Притеснители народа Моего -
дети, и женщины господствуют над ним. Народ Мой! вожди
твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих
испортили. (Ис.3:1-12)
Как видим, проблемы в управлении начинаются тогда, когда
человек выходит из подчинения Богу и Его Слову. Тогда в
жизнь этого человека, в первую очередь, и во всё
общество, в последующем, приходит проклятие Господне и
разруха. И наоборот, человек, подчинившийся Богу в
исполнении Его правды и закона, ведомый Его Благодатью,
единственно кто может эффективно управлять коллективом,
организовывая его работу на благо каждого участника и
всего окружающего общества, и конечно, во славу Божью.
Потому что он поддерживаем Самим Вседержителем*.
Также и младшие, повинуйтесь
пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь
смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а
смиренным дает благодать. Итак смиритесь под крепкую
руку Божию, да вознесет вас в свое время. (1Пет.5:5,6)
·
Управляемость
Богом и начальствующими.
… Вы друзья Мои, если исполняете
то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами,
ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал
вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от
Отца Моего. (Иоан.15:14,15)
Человек не сотворён Богом ни слепой марионеткой для Его
рук, а тем более, для авторитарной власти человеческой,
ни роботом, бездумно выполняющим заложенную в него
«программу». Творцом дана человеку определённая
самоуправляемость, относительная свобода выбора и
автономность в существовании. Для биологов и медиков
понятно соотношение управляемости внешней и
самоуправляемости внутренней, видимой на примере
функционирования в организме отдельной системы органов
или в органе его отдельной клетки. Более простой и всем
понятный пример мы можем видеть в Притчах.
… Кто найдет добродетельную
жену? цена ее выше жемчугов;
11 уверено в ней сердце мужа ее,
и он не останется без прибытка;
12 она воздает ему добром, а не
злом, во все дни жизни своей.
13 Добывает шерсть и лен, и с
охотою работает своими руками.
14 Она, как купеческие корабли,
издалека добывает хлеб свой.
15 Она встает еще ночью и
раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим.
16 Задумает она о поле, и
приобретает его; от плодов рук своих насаждает
виноградник.
17 Препоясывает силою чресла
свои и укрепляет мышцы свои.
18 Она чувствует, что занятие ее
хорошо, и - светильник ее не гаснет и ночью.
19 Протягивает руки свои к
прялке, и персты ее берутся за веретено.
20 Длань свою она открывает
бедному, и руку свою подает нуждающемуся.
21 Не боится стужи для семьи
своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды.
22 Она делает себе ковры; виссон
и пурпур - одежда ее.
23 Муж ее известен у ворот,
когда сидит со старейшинами земли.
24 Она делает покрывала и
продает, и поясы доставляет купцам Финикийским.
25 Крепость и красота - одежда
ее, и весело смотрит она на будущее.
26 Уста свои открывает с
мудростью, и кроткое наставление на языке ее.
27 Она наблюдает за хозяйством в
доме своем и не ест хлеба праздности.
28 Встают дети и ублажают ее, -
муж, и хвалит ее:
29 "много было жен
добродетельных, но ты превзошла всех их".
30 Миловидность обманчива и
красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна
хвалы.
31 Дайте ей от плода рук ее, и
да прославят ее у ворот дела ее! (Прит.31:10-31)
Ни у кого нет сомнения, что «у ворот» с уважаемыми
людьми и старейшинами, управляющими городом, мог
находиться только тот, кто достойно управлял своим
домом, был мудрым и плодотворным домовладыкой, который
смог подчинить всю свою семью воле и порядку Божьему*. В его
доме не было хаоса и неуправляемости, праздности и
безделья, но каждый, подчиняясь общему руководству,
занимался своим делом, прилагая к этому всю мудрость
и старание. Человек, сумевший навести такой порядок в
своей жизни, своей семье, безусловно, первый наилучший кандидат на
руководство большим коллективом, будь то предприятие,
общественная организация, церковь или какой-либо орган
государственной власти.
Мудро пользуясь относительной свободой организации
собственной жизни, дарованной нам Богом, мы призваны делать и своего ближнего таким же свободным творцом,
умеющим самостоятельно и плодотворно управлять своей
жизнью*.
… Владеющий собою [лучше]
завоевателя города. (Прит.16:32)
·
Автономность и
самоуправляемость.
… Я говорю тебе: ты - Петр, и на
сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют
ее… (Матф.16:18)
Любые организации, от маленькой, только что родившейся
семьи до огромных сообществ, состоят из людей,
обладающих определёнными качествами, определяющими силу
и крепость таких организаций. И если они подчинены
Господу, Его порядку, могут подчиняться внешнему
управлению Богом и начальствующими и умеют управлять
собой, то это дети Божьи, они составляют, во-первых, Его
Церковь, которая, воинствуя сейчас среди зла падшего
мира, победоносно входит в небесные обители,
преобразуясь в Церковь Христа – Прославленную.
Эту
Организацию, Собрание святых, Тело Христа, Вселенскую
Церковь, никогда не смогут одолеть сатанинские совещания
и сборища, потому что Она – часть Самого Бога,
Всемогущего и Живущего вечно. Она, хотя и не идеальная,
но идущая по дороге совершенствования, для нас является
единственным примером устойчивости и стабильности веры и
освящения в окружающем нас мире относительности и
непостоянства.
·
Устойчивость и
стабильность.
[Говорю так] не потому, чтобы я
уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну
ли я, как достиг меня Христос Иисус.
13 Братия, я не почитаю себя
достигшим; а только, забывая заднее и простираясь
вперед,
14 стремлюсь к цели, к почести
вышнего звания Божия во Христе Иисусе.
15 Итак, кто из нас совершен,
так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и
это Бог вам откроет. (Фил.3:12-15)
Устойчивость и стабильность человека Божьего не
является закостенелостью и неспособностью к развитию, а
как раз, наоборот, стимулирует положительные изменения и
предполагает создание благоприятных условий для
совершенствования. Если такие изменения происходят по
воле и Слову Божьему, то называются и являются
освящением.
1 За сим, братия, просим и
умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас,
как должно вам поступать и угождать Богу, более в том
преуспевали,
2 ибо вы знаете, какие мы дали
вам заповеди от Господа Иисуса.
3 Ибо воля Божия есть освящение
ваше, чтобы вы воздерживались от блуда;
4 чтобы каждый из вас умел
соблюдать свой сосуд в святости и чести,
5 а не в страсти похотения, как
и язычники, не знающие Бога;
6 чтобы вы ни в чем не поступали
с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому
что Господь - мститель за все это, как и прежде мы
говорили вам и свидетельствовали.
7 Ибо призвал нас Бог не к
нечистоте, но к святости.
8 Итак непокорный непокорен не
человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего
Святаго. (1Фесс.4:1-8)
Стандарты чистоты и святости, строгость закона Божьего
таковы, что ни один человек, кроме Христа Спасителя,
никогда не сможет выполнить их и достичь совершенства.
Но тем не менее, Творец не оставил нас наедине с нашей
немощью и несовершенством. Духом Святым Он наполняет нас
силой видеть должное в нашей жизни, указывающее подобно
маяку путь к успеху, и делать небольшие, но уверенные
и бесповоротные шаги в правильном направлении, каждый день и каждый миг
обретая свою маленькую, но всё же победу над грехом и
проклятием, продвигаясь к заветной цели, зрелости во
Христе Иисусе, восстанавливая в себе образ и подобие
своего Творца.
·
Способность
совершенствоваться.
1 Я есмь истинная виноградная
лоза, а Отец Мой - виноградарь.
2 Всякую у Меня ветвь, не
приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую
плод, очищает, чтобы более принесла плода.
3 Вы уже очищены через слово,
которое Я проповедал вам.
4 Пребудьте во Мне, и Я в вас.
Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не
будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто
пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода;
ибо без Меня не можете делать ничего.
6 Кто не пребудет во Мне,
извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви]
собирают и бросают в огонь, и они сгорают. (Иоан.15:1-6)
Господь является источником мудрости и всякой силы. Он
даёт нам дыхание и жизнь, даёт нам родителей, Он создаёт
супружескую пару, дарует детей. Господь посылает нам
труд и финансы, на пути служения Богу мы находим друзей
и соратников. Всё это происходит только тогда, когда мы
смиряемся пред Его волей, руководствуемся Его Словом и
правдой, поступаем в соответствии с Его Законом. Только
исполняясь Его любовью, находя в Нём всё необходимое
нам, мы приобретаем мудрость и силу любить ближнего и
служить ему, всему обществу и Церкви Божьей.
Основным нашим ресурсом, источником всякого блага,
является наш Господь.
·
Обладание
необходимыми ресурсами.
… Глава Христос, из Которого все
тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких
взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру
каждого члена, получает приращение для созидания самого
себя в любви. (Еф.4:15,16)
Творец соединяет нас, верующих во имя Его, невидимыми
связями Духа Святого, пребывающего везде и в наших
сердцах.
Когда же приидет Он, Дух истины,
то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя
говорить будет, но будет говорить, что услышит, и
будущее возвестит вам. (Иоан.16:13)
Самая важная связь и постоянное общение должно быть в
жизни человека с Его Творцом, просвещающим Духом Святым
разум каждого, смирённого пред Ним и ищущего Его воли.
Потому что Господь дарует нам понимание и Его правды, и
окружающего нас мира, учит нас правильно оценивать
ситуацию и принимать верные решения, налаживать общение
и отношения с людьми. И только научившись общаться с
Богом в молитве, чтении и исполнении Его Слова, мы можем
иметь эффективное общение с ближним и окружающим нас
обществом.
·
Эффективная
система коммуникации, общения, обмена информацией.
Церковь Божья призвана спасать души человеческие для
Бога и жизни вечной. Но на этом пути каждый христианин
заботится не только о вечном, но и о тленном. О том, что
учреждено Господом, даровано Им или венчает праведность
человека, но является всего лишь нашим временным
достоянием. Как, например, сам Ковчег для Ноя был не
конечной целью и не постоянным местом жительства, а
только инструментом спасения, используемым для
сохранения от преходящего, но губительного наводнения.
Кроме того, наверняка, Ною нужны были еще
вспомогательные подпорки, стапеля, для строительства
Ковчега и много другого инструментария. Так и в нашей
жизни мы должны заботиться о многом*, но всегда помнить о
приоритетах, о самом главном, чем никогда не следует
пренебрегать, тем, что, вернее, Кто является для нас
единственной ценностью – Богом, а потом Его правдой,
законом и благодатью. И только потом заботиться о всём
остальном*.
… В продолжение пути их пришел
Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла
Его в дом свой;
39 у нее была сестра, именем
Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
40 Марфа же заботилась о большом
угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды
нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи
ей, чтобы помогла мне.
41 Иисус же сказал ей в ответ:
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
42 а одно только нужно; Мария же
избрала благую часть, которая не отнимется у нее.
(Лук.10:38-42)
Этот эпизод жизни Христа и Его наставление еще раз открывают нам важность
понимания и правильного применения приоритетов,
позволяющих, не бросаясь в крайности, ведущие к разрухе
в жизни, мудро распределить свои дела, ориентируясь на
их важность. Вначале духовное, ведущее к Божьим
благословениям и вечной жизни, а только потом
материальное, необходимое нам, но тленное и временное.
Поступать так, как открывает нам Слово Божье, значит
быть соработником у Бога, созидающего красоту и гармонию
в Своём творении. Результатом этого всегда будет
обретение полноты своей жизни и процветания, успех,
победа и жизнь вечная.
·
Ранжирование дел
по приоритетности.
Итак, мы определили основные свойства, присущие любой
системе и определяющие её эффективность, будь то сердце
человека или международное сообщество.
·
Целостность
·
Упорядоченность.
·
Управляемость.
·
Автономность и
самоуправляемость.
·
Устойчивость и
стабильность.
·
Способность
совершенствоваться.
·
Обладание
необходимыми ресурсами.
·
Эффективная
коммуникация, обмен информацией.
·
Ранжирование дел
по приоритетности.
Такие принципы заложены Творцом во всём мироздании, а
гармония всего этого называется миром Божьим,
обозначаемым ветхозаветным словом «шалом». Эта красота
создана и поддерживается её Творцом, Который и нас
желает видеть такими же созидающими великолепное и
прекрасное в своей жизни, внутри и вокруг себя.
… И сказал Господь Моисею,
говоря:
23 скажи Аарону и сынам его: так
благословляйте сынов Израилевых, говоря им:
24 да благословит тебя Господь и
сохранит тебя!
25 да призрит на тебя Господь
светлым лицем Своим и помилует тебя!
26 да обратит Господь лице Свое
на тебя и даст тебе мир!
27 Так пусть призывают имя Мое
на сынов Израилевых, и Я благословлю их. (Чис.6:22-27)
Потерявшего Бога человека Господь призывает обратно в
Своё присутствие, чтобы восстановить вначале самую
важную связь, разрушенную грехом, соединяющую человека с
его Творцом и Господом, восстанавливающую в человеке
подобие и образ создавшего его Бога. Строительство
нашего «Ковчега» спасения всегда должно начинаться с
восстановления и укрепления правильных отношений с
Богом. Также как это было и в жизни Ноя. Ведь его
спасение началось не с приобретения проекта
строительства Ковчега, а с праведности, нравящейся,
благословляемой и хранимой Богом, заключающейся в знании
и исполнении Божьей правды и закона. Об этом говорит и
Моисей Израилю и каждому из нас.
Вот, я научил вас постановлениям
и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так
поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтоб
овладеть ею;
6 итак храните и исполняйте их,
ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами
народов, которые, услышав о всех сих постановлениях,
скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и
разумный.
7 Ибо есть ли какой великий
народ, к которому боги [его] были бы столь близки, как
близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его?
8 и есть ли какой великий народ,
у которого были бы такие справедливые постановления и
законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам
сегодня? (Втор.4:5-8)
И конечно же, закон не сам по себе спасает человека и
дарует ему плодотворность, победу и мир Божий, он только
указывает нам благословенные пути Господни, Который
лично силою Своей милости, любви и благодати, всегда
находясь рядом и в наших сердцах, созидаемых, водимых и
хранимых Его Отцовскою рукой, делает нас такими же творцами и
победителями, как и Он Сам.
Я есмь лоза, а вы ветви; кто
пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода;
ибо без Меня не можете делать ничего. (Иоан.15:5)
|